|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
Народные движения в городах Италии
стр. 355
предполагать, что с 1348 г. Стефани начал писать по собственным впечатлениям, о чем говорит живость изображения событий и
детальное их описание.8* «Флорентийская хроника» Стефани отличается не только ярким стилем, но и четкостью определений.
Первым из хронистов он дал определение социального характера таких понятий, как «жирный народ» и «тощий» народ, гвельфы и
гибеллины, черные гвельфы и белые гвельфы, старшие и младшие цехи. И если эти характеристики не всегда исчерпывающи, они
очень важны для нас как представления современника.
Экономическая жизнь Флоренции у Стефани освещается не систематически, однако и эпизодическое обращение к ней весьма
ценно.
Стефани был хорошо знаком с официальными документами коммуны: он систематически приводит списки членов прибрала
Флоренции, которые перемежаются у него с повествовательным текстом хроники.
Будучи представителем «жирного народа», Стефани, естественно, оправдывал борьбу против нобилей, хотя и относился к ним
более сдержанно, чем Виллани. Это объясняется тем, что сила нобилей была к его времени уже давно сломлена, и «жирный народ» уже
яошел на компромисс с ослабленным противником в целях совместного подавления народных движений.
Ко временам Стефани во Флоренции выросла грозная сила чомпи — десятков тысяч наемных рабочих шерстоткацких
мануфактур. Вероятно, события, связанные с восстанием чомпи в 1378 г., и толкнули Стефани на написание хроники, целью которой
явилось прославление богатой пополанской Флоренции. М. Стефани записывает все вымыслы, сочиненные врагами чомпи —
жирнымипополанами с целью очернить восставших. К. Маркс, как мы уже писали, с гневом отзывается об этой фальсификации
Стефани.87 Со Стефани и ему подобных хронистов XIV в. начинается фальсификация истории восстания чомпи, которая в буржуазной
литературе в разных формах продолжается и доныне.
К тому же типу источников относится более поздняя хроника Буонак* корзо Питти.38 Написанная в начале XV в., она дает ценные
материалы и для истории XIV в. Питти были в овсе время изгнаны из Семифонте как гвельфы и поселились в гвельфской Флоренции,
вскоре заняв одно из видных мест среди ведущих флорентийских родов. Отец хрониста — Нерп Питти, дважды входивший в приорат,
был владельцем крупной сукнодельческой мастерской; он умер в 1374 г., за 4 года до восстания чомпи, когда его сыну-хронисту было 20
лет. Буонаккорзо Питти начал писать лишь в 1412 г., однако он пользовался не только личными впечатлениями, но и записями деда,
приора Маффео Питти, и рассказами отца. Сам хронист несколько раз избирался консулом цеха шерстяников, был капитаном
гвельфской пар» тии, гонфалоньером справедливости и т. д. Его хроника обращена главным образом к последним десятилетиям XIV в.
и дает немногочисленные, но ценные сведения о сукнодельческой промышленности Флоренции.39 В хронике имеется характеристика
«жирного народа», к которому принадлежал сам хронист: он называет их представителей «добрыми горожанами» (i buoni cittadini) или
буржуа (borghiesi).40 Им он противопоставляет «тощий» народ, чомпи (i Ciompi), восстанию которых он также отводит место в своей
хронике.41
38 M. Ste f an i. rubr. 634a, стр. 230-231 и сл. 87 К. Marx. Exzerpte, стр. 15. 38 В. Pitti.
89 Там же, стр. 15-16, 75, 76, 164 и СЛ.
40 Там же, стр. 66-67.
41 Там же, стр. 43, 46 и сл.
Небольшой, но не лишенный интереса материал о восстании чомпи можно найти также в хрониках других итальянских городов.
Этот материал
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|