|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
Народные движения в городах Италии
стр. 294
шихся чомпи. Одной из прогрессивных сторон восстания чомпи была более последовательная, чем у «жирного
народа», политика и практика нанесения ударов по феодальным элементам города.
В плане истории борьбы труда и капитала, истории движений предпролетариата средневековья, а затем
рабочего класса нового времени, восстание чомпи было «более, чем эпизодом», как это правильно признал еще
Родолико, подчеркивающий, что здесь впервые сформировалось и утвердилось сознание наемных рабочих,
оформленное в собственную программу, которую оии пытались применить в политических установлениях.138 Эта
в целом правильная оценка становится еще более весомой, когда мы обращаемся к заключительной формуле
Родолико, которую он дает в конце своего предисловия этой же книги: «... чомпи так же были творцами этой
истории»,139 усилия, сделанные чомпи, — это шаг вперед на долгом пути борьбы наемных рабочих с
работодателями.
Однако эти бесспорно правильные положения Родолико подрывает в своих дальнейших рассуждениях,
вытекающих из убеждений буржуазного ученого, который ненавидит и боится пролетарского движения.
Родолико также заявляет, что «история делается победителями» и чомпи проиграли не только из-за
совершенных ими ошибок, но и, как он пишет, из-за «иллюзий всех времен — легко и быстро решать сложные
проблемы в духе нетерпимости и мятежности (faziosità), которые свойственны всем революциям, итальянским
средневековым в частности».140
138 N. Rodolico. I Ciompi, стр. VII.
139 «... di Ciompi, che furoro anch'assi costruttbri di quel la storiâ* (там же, стр. XVI).
140 Там же, стр. VII.
141 Мы уже не обращаемся к той методологической путанице, при которой восстание смешивается с революцией, а
революционные движения средневековья приравниваются к революциям «всех времен», т.е. к революциям буржуазным и даже
социалистическим, против которых, по-видимому, и направлены стрелы Родолико.
Если, согласно Родолико, восстание чомпи имеет более чем эпизодическое значение в истории труда и в
истории рабочего класса, то опыт этого раннего движения предпролетариата Родолико оценивает как
отрицательный, и не только для «революций» средневековых, но и революций «всех времен».141 Этот
отрицательный опыт, по его рассуждениям, вытекает не из специфики замкнутого городского движения чомпи,
не из слабости предпролетариата, не из его теории и практики содружества со своими противниками, а из его
нетерпимости, партийности.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|