|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
Народные движения в городах Италии
стр. 242
Характеристика Никеле важна поэтому не для полноты обрисовки его фигуры или внесения новых деталей в
его биографию, а для выяснения всех сторон истории движения чомпи. Для этого мы привлекаем только
неиспользованные в этом плане или неопубликованные архивные материалы. В письме Колуччо Салутати от 4
августа 1378 г. говорит, что он находится «в руках добрейших людей, которых его движение возвысило, которых,
как мне кажется, избрал перст божественного могущества, чтобы падающую отчизну поддержать полнотой
согласия, силами благоразумия и добротой милосердия.... Одно скажу, что выплыли и были возвышены до высот
управления республикой те, кто был необходим для всеобщего спасения».259 Можно не сомневаться, что, помимо
подчеркивания своей лойяльности по отношению к правительству, образованному в результате восстания,
Салутати, отвечая на письмо Доменико Бандини, в тонкой, завуалированной форме сообщал в Ареццо о том, что
правление Никеле ди Ландо направлено на то, чтобы из-за восстания «падающую отчизну» поддержать
«полнотой согласия» с «жирными» пополанами из партии Восьми. Можно полагать, что именно это сочетание и
удовлетворяет бессменного канцлера флорентийской республики. Никеле, как представитель победивших
чомпи, и Сальвестро., как вожак не желающих уступать богачей, — вот те необходимые для «спасения»
Флоренции люди, которые, согласно Салутати, возвысились до кормила правления государством.
Для более полной характеристики роли Никеле ди Ландо следует обратиться к двум-трем весьма
показательным свидетельствам.
Леонардо Бруни Аретино в своей «Флорентийской истории», написанной в 40-х годах XV в., пишет, что «если
бы не доблесть и стойкость Никеле, гонфалоньера справедливости, который оказывал им («разнузданным
желаниям бедняков», — как он говорит в другом месте, — В. Р.) сопротивление, город был бы до конца
опустошен. Этот человек, несмотря на то, что он был рожден людьми самого низкого состояния и был
ремесленником, однако я осмелюсь сказать, что повелением божьим был он в эти опасные времена провозглашен
правителем республики, так как он всегда выступал против бесчестной жадности «тощего» народа и толпы, всегда
он сдерживал их, прети
259 «In benignissimorum hominum, quos isle molus evexil, manus încidi quos michi videlur divine poienlie digilus elegisse, ul ruenlem, nescio
quomodo, palriam inlegrilate concordie, prudenlie vinbus el clemenlie benigniiale fulci-renl.... Unum dicam, quod emerserunl et ad Iante sum
reipublice gubernacula sublimati. quos opportuit pro salute cunctorum» (CoIIuccio Salutati, rrp. 291).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|