На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.И. РУТЕНБУРГ
Народные движения в городах Италии
стр. 60

ториям рабочих (возчикам, упаковщикам, носильщикам) было разрешено работать и в праздничные дни.209 Целому ряду профессий в цехе Ланы (стригальщикам, чесальщикам, рабочим мастерских по растяжке сукна) было разрешено работать в субботу полный рабочий день,260 а некоторые категории наемных рабочих могли работать в праздничные дни под видом охраны мастерских.261 Некоторые акты Флорентийской коммуны позволяют пред* лолагать, что возможность работы в праздничные дни исполь, зовалась довольно широко. 24 мая 1388 г. коммунальные власти принимают решение об использовании праздничных дней в порядке исключения во всех цехах, во всех мастерских города (negotus civilibus).262 Помимо этих лазеек, был и прямой путь к увеличению количества рабочих часов: даже в дни больших праздников можно было работать, получив специальное разрешение от трех консулов цеха, уплатив за это 2 сольда в пользу церкви Ор Сан Никеле за каждого рабочего.263 Эта своеобразная индульгенция давала возможность предпринимателям избегать большего штрафа. Наконец, в сьенском цехе Ланы от членов цеха требовали обязательного посещения церкви в праздничные дни; в то же время им разрешалось продавать и покупать, а для их рабочих (стригальщиков, ткачей, чесальщиков) празднование этих дней объявлялось необязательным.264 В малоразвитых центрах, вроде Радикондоли, в праздничные дни запрещалось работать и мастерам, и рабочим,265 В развитых городах Италии, где процветала мануфактурная промышленность, традиционные цеховые правила нарушались скрыто и открыто в целях увеличения объема продукции, а следовательно, и размеров прибавочной стоимости. Когда речь идет о положении наемных рабочих и зависимых ремесленников в итальянских городах XIV-XV ее., необходимо учесть, что значительное место в их рядах занимали женщины-работницы (laboratrices), особенно в прядвнии, сновании и ткачестве, как в сукноделии, так и в шелкоткацкой про- 250 Там же, с, стр. 104. 280 Statuto della Lana di Firenze, 1. Ill, cap. XII, стр. 158. 281 Там же, cap. XV, стр. 159. 2в2 giurisdizionali, Archivio di Stato di Firenze, Manoscritti, 838, № 119. 288 Statuto della Seta, cap. LXXV, m, стр. 105 (1335 г.). ш Statuto della Lana di Siena, cap. LXVII, стр. 180. К тому же посещение церкви разрешалось совершить кому-либо одному из семьи мастера, не обязательно самому члену цеха. 2W Statuto della Lana di Radicondoli, cap. XI, стр. 182.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes