|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 149
Солнца» Кампанеллы также в большой степени питается идеями Возрождения.85 К нему прихожими
характеристика Энгельса, данная деятелям Возрождения, которые живут всеми интересами своего времени,
борются и пером, и мечом, отличаются цельностью и силой характера.86 Сам Кампанелла — типичный
горожанин, проживавший во многих итальянских центрах, упорно и глубоко изучавший учения Платона,
Плиния, Галена, Демокрита, стоиков, Телезия, чтобы сравнить их, как он говорил, с оригиналом, с законами
самого мира, реальности, жизни. Естественно, Кампанелла не был кристально чистым мыслителем Возрождения,
да и могли ли быть такие? В основном реалистичное мировоззрение Кампанеллы не лишено элементов мистики
и схоластики, идеализации папства, что делает его фигуру мыслителя и борца живой и историчной. Главным в
философии Кампанеллы было признание первостепенного значения научного исследования и опыта. Это
сближает его с возрожденческими мыслителями и деятелями. Характерно его отношение к Телезию, которого он
хвалит за то, что тот выводит истину из собственных восприятий, изучает предметы как они есть, отметая химеры.
Однако он ставит разум ниже непосредственных ощущений. Весьма показательным является отношение
Кампанеллы к научным открытиям: он восторженно приветствовал Галилея, познакомившись с его «Звездным
вестником», вышедшим в 1610 г., но, будучи сторонником Галилея как смелого мыслителя, он не принимал
гелиоцентрического учения Коперника. Кампанелла считал, что религия — это обожание человеком его
собственных высших сил и способностей; он выступал против иезуитов и инквизиторов, говорил о вымышленной
святости святых, не признавал ни ада, ни рая, ни чудес; считал, что троица— это нечто противоестественное;
более того, он заявлял, что если бог добр и всемогущ, то кто же допускает, что в мире так много зла и невзгод.
85 Рутенбург В. И. Кампанелла. Л., 1956; Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1966; Горфункель А. X. Томмазо Кампанелла. М., 1969.
86 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 346—347.
По своему характеру Кампанелла сродни деятелям Возрождения, по своей философии он приближается к
ним, но нельзя отвлечься от многих его противоречивых положений. Направленность его главного сочинения
порождена реальной обстановкой современного ему итальян
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|