|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 148
бора Санта Мария дель Фьоре. В 1548 г. печатник Доме-ничи был присужден к 10 голам заключения за
публикацию сочинений Кальвина. И, наконец, в 1566 г. тосканским правителем в руки инквизиции был передан
Пьетро Карнесекки, отрицавший папскую власть и все таинства. Его казнили, а сочинения сожгли.80 Таковы были
в городах Италии XVI в. отношения между Возрождением, Реформацией и контрреформацией.
Острая борьба, которую принесла Реформация, и мракобесие, пришедшее с контрреформацией,
способствовали поискам иллюзорного для той эпохи справедливого строя, поискам утопического города. Так
родился итальянский «Город Солнца» Кампанеллы и многие утопические сочинения XVI-—-XVII ее.81 Они
представляют собой большой интерес как по своему содержанию, так и по форме и не только как художественно-
политическая литература, но и как программа желаемого будущего. В него верили и его пробовали реализовать
некоторые авторы утопических проектов. Так, Томмазо Кампанелла пытался осуществить свои идеи путем
вооруженного восстания, которое, однако, было сорвано предателями. Это было в Калабрии, в 1599 г. Факт
попытки реализации утопического проекта весьма показателен, хотя сама по себе утопия, как пояснял В. И.
Ленин, «.... пожелание, которое не опирается на общественные силы и которое не подкрепляется ростом,
развитием политических, классовых сил».82 Действительно, реальной почвы для осуществления программы
города Солнца, где царствуют разум и справедливость, в условиях XVI—XVII ее. не было и быть не могло. Но
программа идеального города, несмотря на некоторые ее отрицательные примитивно-вульгаризаторские
стороны, является прогрессивной для своего времени.83
Зарубежные авторы утверждают, что утопии XVI— XVII ее. противоположны гуманизму и Возрождению в
целом, однако в работах последних лет показано, что творчество утопистов связано с Возрождением.84 «Город
80 Addario A. d\ Aspetti délia Controriforma a Firenze. Roma, 1972. P. 414—421.
8! Утопический роман XVI—XVII веков. M., 1971.
82 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 22. С. 117.
83 Воробьев Л. Утопия и действительность // Утопический роман
XVI—XVII веков. М., 1971. С. 19.
84 Чиколини -До С. Социальная утопия в Италии. XVI—начало
XVII в. М, 1980. С. 356—357.
10*
147
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|