На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 138

щам: «Три вещи хотел бы я видеть.... хорошо устроенную республику в нашем городе, Италию, освобожденную от всех чужестранцев, и мир, избавленный от тирании злодеев попов».56 Гвиччардини выступает не только против попов, но и против их ложных проповедей о чудесах. Он не только противник христианства, но противник любой веры: «.... верить — это не что иное, как иметь твердое мнение и даже уверенность в вещах неразумных».57 Он мечтает о безрелигиозном веке и предлагает «религию добра»: 58 «.... блого из благ никому не вредить, а быть полезным каждому, сколько ты можешь». Его гуманизм переплетался с реалистическим пессимизмом блестящего, но не во всех проявлениях радужного XVI в., над которым уже нависли весьма мрачные тучи феодально-католической реакции: «.... слишком сильна власть этого слова — бог — над умами глупцов».59 Итальянских городов-государств не могли не коснуться Реформация и контрреформация. Стержневым вопросом для Италии были формы будущего государства. Но на пути к нему стояла преграда — папский Рим. «Церковь — причина нашего краха, это церковь держала и держит нашу страну разобщенной», — заявлял Макьявелли.60 Именно об этой эпохе Энгельс писал, что «.... папская власть была препятствием национальному единству... уже с 1500 г. папа в качестве князя средней руки перерезал своими владениями Италию и сделал ее объединение практически неосуществимым».61 Вся история итальянских городов подошла к решающей черте. Какой же метод дальнейшего развития предлагали крупнейшие умы этого поворотного периода истории городов — Макьявелли и Гвиччардини? 56 Guicciardini F. Ricordi. Milano, 1951. Ser. 1. Rubr. 14. P. 21. 57 Гвиччардини Ф. Заметки о делах политических. С. 107. 58 Saitta G. Il pensiero italiano.... P. 411-412. 59 Guicciardini F. Ricordi. Ser. 2. Rubr. 31. P. 24; Rubr. 159-160. P. 72. 60 «La Chiesa è cagione della rovina nostra. Questo è che la Chiesa ha tenuto e tiene questa nostra provincia divisa» (Machiavelli N. Opère complete. Napoli, 1877. P. 42-43). 61 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 572. Макьявелли говорил о циклическом развитии государственных форм: демократия — олигархия — аристократическая республика — монархия. Казалось бы, сама история итальянских городов-государств свидетельствует об этом.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes