|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 137
чтобы повести народ к основанию нового государства».51 Речь идет о новом раннебуржуазном государстве,
которое складывается на почве изжившего себя феодального.
51 Cratnsci A. Note sul Machiavelli sulla politica e sullo Stato modemo. Torino, 1949. P. 3—4, 9.
52 Machiavelli N. II Principe. P. 332.
53 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. T. 29. С. 154.
54 Гвиччардини Ф. Заметки о делах политических // Сочинения.
М., 1934. С. 143, 208.
55 Guicciardini F. Storia d'Italia. Firenze, 1919. Vol. 2. P. 126.
Революционный переворот совершил Макьявелли и в развитии исторической мысли: в его исторических
произведениях показана сущность и источники внутриполитических противоречий, закономерности и
взаимосвязи внутренней и внешней политики, дана яркая характеристика классовых прослоек и причины их
столкновений, установлено положение о том, что исторический процесс происходит не по желанию или
фантазии людей, а под влиянием «действительного хода вещей», непреложных жизненных обстоятельств.52 О
таком типе исторического сочинения Маркс сказал: «Его история Флоренции это — шедевр».53 Тем не менее
произведениям Макьявелли свойственна классовая ограниченность, несколько наивное обращение к античным
образцам, отсутствие критического метода исследования, который открыл его современник, тоже флорентиец
Франческо Гвиччардини. Последний убедительно отрицал положение Макьявелли об античности как главном
критерии оценки современных политических событий: «Как ошибаются те, кто при каждом слове ссылается на
римлян. Нужно было бы жить в городе, находящемся в таких же условиях, как Рим, а потом уже управлять по
этому примеру; при разностях условий это так же несообразно, как требовать лошадиного бега от осла».54
Остроумный сочинитель, глубокомысленный философ и историк, крупный политический деятель, Гвиччардини
был не менее выдающимся и не менее типичным, чем Макьявелли, горожанином позднего Возрождения. Он был
яростным противником папской курии и всех церковников, как католических, так и протестантских. В своей
«Истории Италии» он пишет о папах римских: «.... обратив все свои помыслы к светскому величию, папы
казались теперь скорее свирепыми государями, чем первосвященниками».55 Свое политическое кредо и свой
идеал государственного устройства этот горожанин-флорентиец видел в следую
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|