|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 136
45 ВгипеПи В. Machiavelli e il pensiero politico del Rinascimento.
BoWna. 1964. P. 8.
46 Machiavelli N. Discorsi. P. 156, 160, 293.
Tenenti A. La religione di Machiavelli //Studi storici. 1969. № 4; Рутенбург В. И. Жиянь и творчество Макьявелли//История Флоренции. Л., 1973.
С. 365.
'48 Machiavelli N. Discorsi. P. 160-162. 48 Temnti A. La religions di Machiavelli. P. 723-737. 50 Machiavelli N. II Principe. P. 102.
«Реализм доминировал почти у всех авторов этой эпохи» 45 и прежде и больше всего у Макьявелли. Так,
например, религию он рассматривал как явление, имеющее отношение к реальному миру человека. Более того,
он считал, что сам человек создал ее и что она составляет часть современной ему культуры, часть идеологического
арсенала общества и государства.46 Это был светский подход к оценке религии, свойственный мышлению
человека, горожанина такого высокого этапа, как позднее Возрождение. Макьявелли указывал на утилитарную
сторону религии: она способствует укреплению патриотизма, стремлению к защите родины. Предлагаемая им
религия признает величие души, силу тела, все, что делает человека могущественным. Это рационалистическое и
оптимистическое учение, противоположное христианско-богословскому.47 Макьявелли не отрицает бога, но четко
определяет и ограничивает его функции ■- бог источник страха, а отсюда и послушания: «.... когда недостает
страха божьего, государству угрожает гибель, соблюдение божественного культа — источник и причина величия
республики». Так как «людям без веры легче сменять порядки и воспринимать новые идеи», то, «если религия
ослабевает, надо менять ее формы».48 Идею бога он считает не областью истины, а стимулом коллективной
психологии, эффективной политической силой. Религия — дело людей, а бог лишь один из элементов в сложной
структуре коллективного мировосприятия.49 Бог — это судьба, фортуна, а фортуна — это обстоятельства жизни
человека, с которыми можно и нужно бороться, так как судьба властна над человеком лишь наполовину, а
остальное зависит от энергии и таланта (virtù) человека, это «часть той славы, которая зависит от нас самих».50 «....
В мышлении Макьявелли в своем зародыше содержались элементы интеллектуальной и моральной революции»,
— писал Антонио Грамши, и далее: «Макьявелли пишет о том, каким должен быть государь,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|