|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 132
казу как исследователь, Так как живопись, по его представлениям, это наука, средство познания жизни. Отсюда —
многочисленные эксперименты: «До того как прийти к общему правилу по поводу какого-нибудь явления, я
проводил с ним испытания два или три раза», — говорил Леонардо.33 Если в творческой деятельности горожан
Чинквеченто можно отметить экспериментаторство как элемент новаторства, то у Леонардо оно дошло до
создания эксприментального метода, хотя и менее совершенного, чем это будет у Галилея; выводя гипотезу из
результатов эксперимента, он обращался к математической ее проверке.34 Живопись, считал Леонардо, выше
литературы, ее может понять и грамотный, и неграмотный, «живопись — это поэзия, которую видят»; живопись
не только выше литературы, но и такой науки, как геометрия: «... живописец произвел на свет перспективу,
создал разнообразные фигуры тем», живопись породила геометрию.
Человек Чинквеченто не только энциклопедист и экспериментатор, он по-новому, по-своему осмысливает
место и роль науки и искусства: живопись — источник науки и ее выражение, она охватывает явление целиком и
одновременно, показывая взаимоотношение элементов в движении «с такой истинностью, какая только возможна
в природе», поэтому «живопись является философией». Леонардо не просто возвеличивал живопись, будучи
великим живописцем, а исходил из ее всесторонности и глубины, отчего и именовал ее наукой живописи. Как он
считал, она не только выражает связь явлений, но и сохраняет все проходящее в мире, делает его более
«долговечным, чем творения природы».
Поэтому и в живописи, и в науке художник все подвергает исследованию. Создание фресок, красок для них,
опыты по мелиорации, военной инженерии, плавке металлов для скульптуры были у него неотрывны от
живописи: «...изображать для Леонардо — значит изучать».36
33 Ibid. Р. 59.
34 Lilleij S. Leonardo da Vinci and the experimental method//Studi
vinciani. Firenze, 1953.
35 Леонардо да Винчи. Книг;» о живописи. [М.1, 1934. № 9,
17, 23, 29.
38 Гуковский М. Л. Леонардо да Винчи: Тнорчсская биография. М.; Л., '1967. С. 46.
9* 131
Несмотря на титанический размах деятельности Леонардо, глубину и оригинальность его мышления, он не
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|