|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 130
и серия тяжелых воин, именуемых итальянскими, чрезвычайно осложнили обстановку в стране. Рассматривая
этот специфический этап конца XV в., де Санктис перенес его характеристику на всю культуру Возрождения,
осудив ее в целом с точки зрения не столько исторической, сколько морально-этической. Используя тезис де
Санк-тиса, Антонио Грамши подходит к Возрождению с точки зрения социально-политической, ставит вопрос
значительно шире как общую проблему содержания и соотношения Возрождения и Реформации, их
относительной революци-
97
онности и степени народности.
Город и горожане XVI в. — периода Чинквеченто — позднего или высокого и наиболее блестящего этапа
Возрождения переживали времена своего апогея. Всесторонне развитый, сильный и, как казалось, всемогущий
человек-творец был вершиной возможных достижений; как бы осуществилась мечта Пико делла Мирандола:
человек может быть тем, кем он захочет. Таким был Леонардо да Винчи. Могучий красавец, тонкий и глубокий
мыслитель, сын крестьянки из Винчи и нотариуса, художник и скульптор, ученый, инженер и философ, он
расхаживал по улицам Флоренции элегантно одетый, с записной книжкой на поясе, потому что постоянно
наблюдал, обдумывал, записывал и зарисовывал цветы, лица, фигуры, которые видел, и механизмы, строения,
которых пока не было, так как возникали они только в его голове. Впервые он ступил на улицы великого города на
Арно в 15 лет— на третьем году правления Пьеро Медичи. Еще пройдут почти тридцать пять лет Кватроченто, но
Леонардо скорее ■— характерный деятель и мыслитель следующего столетия — Чинквеченто. Энгельс именно
таких людей назвал титанами Возрождения, подчеркнув размах, глубину и смелость их деятельности и их
характеров.28
27 Ibid. Р. 400.
28 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 346—347.
29 Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
В литературе встречается и иное, уничижительное и совершенно необоснованное отношение к деятелям
эпохи Возрождения,29 горожанам Италии XVI в. Встречается также и легкомысленная оценка гениев Чинквеченто,
которые якобы создавали свои шедевры одним мановением перста, походя, без сомнений и трудностей, в то
время как истинно великий художник испытывает творческие муки и затрачивает на них все силы своего
интеллекта и
9 В. И. Рутенбург
129
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|