|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 127
городе, своем доме.21 Эти идеи были особенно ценными в условиях фактической гибели республиканских
порядков города на Арно и замены их синьорией Медичи.
Под высокой рукой Возимо Медичи во Флоренции и была создана Платоновская академия, основанная и
руководимая Марсилио Фичино. В его идеалистической и отвлеченной теории выразилось мышление
образованного горожанина Кватроченто: свобода ведет человека к могуществу и величию, человеческое познание
должно быть свободно от мира вещей, но не от бога, поэтому знание и вера неразрывны. Познание истины
должно быть активным, исходящим из того, что в человеке заключена частица божественного интеллекта; человек
должен стремиться к счастью, к красоте творения. Фичино стремится связать гуманистическую программу
познания с принципами христианской религии. Важным принципом Фичино было признание всех языков и всех
догм для познания истины, что фактически приводило к равноправию источников, философий и религий в
процессе научного иссле-
99
дования.
21 Братина Л. М. Итальянский гуманизм: Этические учения
XIV—XV веков. М., 1977. С. 126—218.
22 Горфункель А. X. Гуманизм и философия итальянского Возрождения. М., 1976. С. 103—111.
23 Братина Л. М. Этические взгляды итальянского гуманиста второй половины XV в.: Кристофо Ландино (по его трактату «Дис~ п}ты в
Камальдоли»). — Вести. МГУ. 1965. Сер. 9. История. № 5.
Направления, входившие в поток Платоновской академии, были разнообразными. Так, Кристофо Ландино
проповедовал идеи гражданского долга, активную деятельность разума, познание действительности в интересах
общества.2"4 Другой член Платоновской академии Джо-ванни Пико делла Мирандола выступил против
схоластики и теологии, за права разума, творческого мышления, против догматизма и поклонения авторитетам в
науке. Эти смелые посылки привели его к острому конфликту с папской курией; его тезисы были признаны
еретическими, и он попал под суд инквизиции, от которого его спас только такой высокий заступник, как
Лоренцо Медичи. Опираясь на античные образцы, Пико связывает свои рассуждения с христианским учением, но
приходит к совершенно новому смелому решению вопроса: бог создал человека, но поставил его в центр мира и
дал ему возможность определять свои желания и поступки по соб
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|