|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 125
сначала апостолический секретарь папы римского, затем1 секретарь Флорентийской республики, стилист и
дипломат. Его сочинения свидетельствуют о том, что учение Баллы не было единственным идеологическим
мерилом, определяющим сознание горожанина Кватроченто. Ко-луччо — сторонник тихой монастырской
жизни, украшенной античной ученостью. Он стремится примирить укрепляющуюся идеологию гуманизма с
богословско-схоласти-ческими идеалами: в жизни человека решающим является божественное предопределение
или судьба, хотя воля человека может внести свою лепту в ход событий. Однако Салутати — убежденный
республиканец и поэтому открытый противник неразумно или незаконно правящих государей-тиранов; он
выдвигает идею народовластия.
На горожанина XV в. оказывали воздействие не только радикальное учение Баллы или компромиссные тезисы
Салутати, но и антигуманистические сочинения и теории противников Возрождения, таких, например, как
Джованни Доминичи, который в своем сочинении «Светляк в ночи» («Lucula noctis») выступает против всякого
использования античных источников, а тем более связанных с ними языческих идей.16
XV столетие было веком расцвета Возрождения, иод его знаком проходила жизнь горожанина как в
хозяйственной, так и в социальной и идеологической сферах. XV век был крупным шагом вперед в области новой
возрожденческой философии, науки и искусства, и его деятели — итальянские горожане отличались
всесторонними интересами и многими талантами. Типичным в этом плане был, например, Леон Баттиста
Альберти, который соединял в себе философа, литератора, математика, архитектора, скульптора, не говоря уже о
его деятельности в качестве апостолического секретаря римского папы. Его сочинения обращены к проблемам
морали: она входила в гуманистическое мировоззрение как одна из главных его частей. Альберти считал, что
человек это прежде всего деятельная личность, труженик и творец, его энергия приводит к утверждению земных
успехов в деловой и политической жизни, они залог могущества государства, республики, города. Альберти-
горожанин считает, что
16 Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Т. 1. С. 274- 277; Ресякина И. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины
XIV-первой половины
XV в, М., 1977, С207-
240,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|