|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 122
эта и философа — Франческо Петрарку.10 Отец Петрарки, как и Данте, был флорентийским изгнанником.
Франческо, получивший юридическое образование в Болонье и в Монпелье, считал, однако, юриспруденцию
схоластической средневековой наукой. Его увлекли античные писатели Вергилий и Цицерон. Исходя из античных
образцов, он первый среди горожан Италии создал произведения, отразившие новую возрожденческую
идеологию. Главным открытием Возрождения было открытие человека. В творчестве Петрарки, выдающегося и в
то же время типичного горожанина своей эпохи, наблюдается переплетение языческих мотивов с
христианскими. Жизнь, природа, история рассматриваются им через призму христианства, которое он предлагал
использовать в качестве источника полной переделки человека (reformatrice di tutto Гиото). Идеи Петрарки
подготавливают гуманистические мотивы в философии, религии, искусстве. Первый итальянский гуманист
внимательно и любовно прислушивается к глубинным человеческим переживаниям:
Вы, слушающие рассеянные в стихах звуки вздохов,
которыми я питал свое сердце,
потревоженное первыми ошибками юности,
когда я был как бы несколько иным человеком, чем сейчас;
мои столь противоречивые мысли и мои рыдания,
рожденные тщетными надеждами и смутными печалями,
в которые погружается каждый, познающий на опыте любовь,
помните, что я надеялся найти сострадание, а не
лишиться его.11
Петрарка — горожанин и гражданин пополанской республики. Он активно поддерживал установление
антифеодальных порядков в Риме во время восстания Кола ди Риенцо.
Еще в большей степени языческие, земные и даже антиклерикальные мотивы звучат в первый век
Возрождения в творчестве родившегося в Париже флорентийца Джованни Боккаччо, автора «Декамерона». В
этом сочинении дана целая галерея городских типажей — богатых пополанов, нотариев, художников, монахов,
священников,
10 Saitta С. Il pensiero ilaliano nell'umanesimo e nel Rinascimento.
Bologna, 1949. Vol. 1. P. 82—86; Хлодовский P. И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. M., 1974.
11 Petrarca F. Le rime. Firenze, 1905. P. 1. Здесь даю свой дословный прозаический перевод, более точньщ, чем поэтические
(В. Р.),
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|