|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 120
схоластического трактата «Пир», посвященного совершенствованию человеческой души, трактата во многом еще
средневекового, как и другой его трактат — «О монархии», посвященный поискам путей к идеальному
государству. В трактате «О красноречии народного языка» Данте впервые в итальянской литературе доказывает,
что латинский язык — искусственный, а народный итальянский (volgare illustre) — естественный и благородный.
За рамки обычного творчества эпохи выходит главное произведение Данте — «Комедия», однако и оно
крайне характерно для периода Предвозрождения. По форме оно принадлежит Средневековью с его
аллегорической символикой образов и чисел, его феодальной моралью. Однако яркий и образный итальянский
язык, обращение к реальной действительности, к истории Рима, Пизы, Римини, Флоренции, где происходят
рельефно переданные поэтом человеческие и политические трагедии, позволяют говорить, что Данте выступает
как последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени.6 Значительную роль в живописи этой эпохи
играет Джотто.7 Флорентиец, как и Данте, Джотто ди Бондоне в своих фресках, созданных им в Падуе,
Флоренции, Ассизи, проявил себя как оригинальный художник-новатор, не избавившийся, однако, от
средневековых по форме морально-нравоучительных аллегорий и традиционных канонов иконографии. Главным
в его творчестве было, как и у Данте, реальное восприятие жизни, изображение живых людей своей эпохи с их
горестями и радостями. На фресках Джотто изображены горожане его времени, их дома, их окружение, их
страсти.
Новые веяния заметны и в скульптуре отца и сына, Никколо и Джованни Пизано. Первый из них — создатель
кафедры в баптистерии в Пизе. Вопреки средневековой готике он изображает реальные человеческие лица,
фигуры, движения. Фигурам баптистерия свойственна античная торжественность — характерный шаг к
Возрождению, которое во многом будет питаться из античного источника, творчески его перерабатывая. Никколо
Пизано, сын Джованни, отказывается от спокойной античной гармонии, его фигуры на городском фонтане
Перуджи полны
6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 382.
7 Гуковстй М, А, Итальянское Возрождение, Л., 1947. Т. 1.
С. 41,
ш
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|