|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 7
вокупность условий Дж. Луццатто и назвал «городской цивилизацией». Не последнюю роль в ней сыграли
материальные элементы города как специфического центра — городские стены с башнями и воротами, дворцы,
храмы, дома, рыночные площади, улицы, мосты, акведуки. Но сами по себе они не обязательно гарантируют
жизненное постоянство в меняющемся развитии городского организма. Еще Исидор Севильский говорил, что
город (сиѵи-tas) — это не камни, а люди. Р. Лопез раскрывает этот афоризм: не дома с красивыми крышами, не
скромные каменные стены, не каналы с набережными создают город, а люди, способные использовать все это.10
При изучении истории города Лопез считает важнейшим «понять душу и мышление» горожан, «душу
коммуны» или, как формулирует Беренго, «состояние души» горожан.11 Формально такой подход может
показаться чисто идеалистическим, хотя в действительности речь идет не только о мировосприятии горожан, но
и об их конкретной деятельности в разные периоды истории города. Так, типичным для итальянского города
развитого Средневековья является, согласно Лопезу, ведущая роль в нем
« 12
ремесленников и купцов, тех и других в разной степени.
10 Ibid. Р. 5.
11 «comprendere l'animo е la menlalilà, «anima del Comune», «lo
stato d'animo degli abitanti — il caratlere di ciltà» (ibid. P. 22).
12 «La città tipica del pieno Medioevo è dominata non degli artisriani ma dai mercanti» (ibid. P. 18).
13 «... fanno la città gli uomini capaci di sfruttare l'occasione» (ibid,
P. 5).
14 Ibid. P. 46-50,
Тезис о «жизненном постоянстве» приобретает тем самым признание различных этапов истории города,
принципиального отличия феодального города от античного, а в целом отрицания антиисторического
положения о прямолинейном континуитете в процессе эволюции города. «Жизненное постоянство» состоит не в
непрерывном однообразии, а в процессе постоянных изменений в социально-экономической, политической и
культурной истории города, соответственно чему в каждый период по-разному действуют и мыслят горожане,
люди, способные влиять на окружающую их обстановку.13 Более того, в самом средневековом городе-коммуне
Италии нет и не может быть однообразного континуитета, город проходит несколько стадий развития, каждая из
которых протекает в острой внутренней и внешней борьбе.14
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|