|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Б.Т. Рубцов
Гуситские войны
стр. 313
была к началу XV века вполне реальна и очень велика. Величайшее значение гуситских войн состояло в
том, что они предотвратили тогда эту грозную опасность.
В ходе гуситских войн был нанесён сокрушительный удар католической церкви, являвшейся в
средние века «наиболее общим синтезом и наиболее общей санкцией существующего феодального
строя» '. Католическое духовенство в Чехии, владевшее накануне крестьянской войны едва ли не
половиной всех земель страны, лишилось на долгие годы своего имущества и доходов, а прелаты, попы и
монахи оказались изгнанными за пределы Чехии. Гуситские войны расшатали устои католической
церкви во всей Европе и нанесли непоправимый ущерб авторитету папства этого постоянного центра
самой чёрной реакции, мракобесия и изуверства.
Чешская реформация начала XV века явилась, таким образом, всеевропейским событием величайшего
значения. Глубокое социальное содержание идей реформации прикрывалось в связи с условиями того
времени религиозной оболочкой, которая накладывала на него свой уродливый отпечаток. Но и в таком
виде идеология чешской реформации XV века составляла необходимую подготовительную ступень в
созревании общеевропейской реформации — первого, по словам Энгельса, акта борьбы европейской
буржуазии против феодализма. Эту преемственную связь живо ощущали деятели реформации в XVI веке.
Мартин Лютер в первые годы своих выступлений неизменно называл себя последователем великого Яна
Гуса, изучал, переводил и распространял в Германии его произведения. Образ Яна Жижки, неумолимого
врага католического духовенства, восхищал Ульриха фон Гуттена.
Сиожное соединение различных направлений и взглядов, выражавших в конечном счёте
несовпадавшие интересы различных классов и социальных групп, — сочетание, которое представляло
собой идейную основу чешской реформации XV века, имело своим исходным пунктом учение
бюргерского реформатора Яна Гуса.
Пражские магистры — идеологи чашников по мере бурного подъёма революционной активности
народных масс отходили всё дальше от требований, сформулированных Гусем. Выражая интересы
бюргерства и шляхты,
1 Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, стр. 34.
20' 311
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|