|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Б.Т. Рубцов
Гуситские войны
стр. 178
ликанские секты» Они носили различные названия, но чаще всего сторонников крайних хнлиастических
взглядов называли пикартами, иногда адамитами. Главными вождями пикартов были священники Пётр
Каниш, Ян Быд-линский, Мартин Гуска и другие. Пикарты последовательно отстаивали хилиастическое
учение раннего Табора, а в их религиозных взглядах были элементы материализма. Они выступали
против всякой эксплуатации и насилия. Воображению пикартов рисовалось общество, где не будет
никакой собственности и все люди будут жить, как братья. Пикарты называли папу главою еретиков,
отрицали всякую церковную организацию, называли церкви притонами грабителей, а монастыри —
вертепами разврата. Их идеологи отвергали даже причащение, которое признавали остальные табориты.
Наиболее крайние и последовательные пикарты пытались осуществить свои идеалы уже в то время.
Они отрицали не только собственность, но и семью; они учили, что всякое индивидуальное начинание и
действие греховно и, напротив, всё, что люди делают сообща, лишено греха. О себе они утверждали, что
живут в «райской невинности». Враги обвиняли их в том, будто они вообще ходят без одежды и каждый
из них является мужем или женой для всех остальных. Их идеологи проповедовали, что не существует ни
бога, ни дьявола: первый живёт в сердцах добрых и праведных людей, а второй — в сердцах злых. Себя
они считали бессмертными и равными Христу, в котором видели лишь простого человека.
Воззрения пикартов, в которых выступал заметный элемент материализма, отпугивали многих
крестьян, опутанных религиозными предрассудками, и казались им кощунством и безбожием. Поэтому,
хотя социальная сторона учения пикартов и привлекала симпатии городской и сельской бедноты, они
всё же оставались сравнительно немногочисленными и в решительный момент не получили поддержки
широких масс.
Идеалы пикартов, далеко опередившие возможности своего времени, были неосуществимы не только
в XV веке, но и в ближайшие века. Поэтому пикарты были обречены на поражение. «.... Это стремление
выйти за пределы не только настоящего, но и будущего могло быть лишь
1 К. Маркс, Хронологические выписки, Тетрадь 2, Архив Маркса и Энгельса, т. VI. стр. 224.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|