|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Б.Т. Рубцов
Гуситские войны
стр. 149
ограничению всевластия католического духовенства. Со своей стороны паны, не принявшие остальных
пражских статей и в том числе отвергавшие даже чашу, использовали третью статью для захвата
церковных и монастырских владений. Наконец, народные массы вкладывали в это требование своё
содержание. Они видели в нём мощное оружие в борьбе против феодальной иерархии, за осуществление
идеалов евангельской простоты жизни и равенства всех людей.
Четвёртая статья устанавливала, что смертные грехи и все стеснения проповеди слова божьего
должны быть наказаны. В устах бюргеров и шляхты это требование выражало скромное желание
исправить грехи церковников и, ограничив их роль в феодальном обществе, укрепить реформированную
церковь. Крестьяне и ремесленники придавали четвёртой статье иной смысл, прямо направленный
против феодалов. Для них принятие этой статьи означало призыв к активной борьбе, к физической
расправе с эксплуататорами, к уничтожению векового гнёта и несправедливости. Народные
проповедники, трактуя эту статью, прямо призывали массы «препоясаться мечом» и «очистить
вертоград господень», не только возродив церковь, но и перестроив всё общественное здание на новой
основе.
Таким образом, четыре пражские статьи ввиду недостаточной своей чёткости были приемлемы и для
чашников и для таборитов. Но если чашники ограничивали пражскими статьями всю свою программу, то
для таборитов эти статьи являлись только первым шагом в борьбе за осуществление их идеалов.
Впрочем, табориты понимали четыре статьи вообще далеко не так, как чашники. В то время как чашники
вопреки смыслу первой статьи преследовали крайние радикальные течения, табориты требовали
полной и безусловной свободы проповеди. Из требования равенства, символом которого была чаша,
народные массы выводили отрицание феодальных сословий и уничтожение имущественных различий.
Если шляхта и бюргеры, захватив церковные земли, думали лишь о том, как бы удержать свои
приобретения, то народные массы требовали раздела отобранных у духовенства земель. Наконец,
признавая необходимость наказания за смертные грехи, чашники считали, что осуществлять наказание
lo
ll?
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|