|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Б.Т. Рубцов
Гуситские войны
стр. 148
чально примыкала к движению. Программа чашников была вначале сформулирована магистрами
Пражского университета в так называемых четырёх пражских статьях. Чашники требовали, во-первых,
свободы проповеди «слова божьего» Под этим они понимали прежде всего свободу антикатолической
пропаганды при сохранении реформированной христианской церкви. Но по отношению к
проповедникам народных масс пражские бюргеры уже в 1420 году ввели цензуру, пытаясь лишить таким
образом народ свободы проповеди, провозглашённой одним из программных требований бюргерской
оппозиции.
Во-вторых, чашники требовали причащения для мирян из чаши (отсюда и их название — «чашники»,
или «калик-стины», от латинского «калике» — чаша '). В этом требовании проявлялось свойственное
бюргерству стремление уничтожить исключительное положение средневекового духовенства,
закреплённое в учении и в организации католической церкви. Под религиозной оболочкой в
единственно доступной тогда сознанию чешского бюргерства форме проявлялась идея буржуазного
равенства. Требование причащения под двумя видами было сформулировано ещё Матвеем из Янова,
который даже пытался провести его в жизнь. Гус не выдвигал этого требования, но когда с 1414 года
многие священники в Праге начали причащать своих прихожан под двумя видами и один из учеников
Гуса попытался обосновать правильность этого, Гус, заключённый уже тогда в темницу в Констанце,
выразил своё одобрение этому обряду. Поскольку требование чаши разделялось не только низшей
шляхтой, но даже частью панов, и в то же время само собой подразумевалось народными массами, гуситы
изображали чашу на своих знамёнах, оружиях, печатях и т. д.
1 Так как чашники требовали причащения под обоими видами, они назывались ещё «подобоями» или «утраквистами»,
от латинского «суб утракве», т.е. «под обоими» (подразумевается — видами).
Третий пункт пражских статей отвергал светскую власть духовенства, лишая тем самым церковь
возможности иметь собственность. В этом пункте проявилось свойственное бюргерской оппозиции
стремление к дешёвой церкви. В то же время шляхта рассматривала эту статью как начало
осуществления своих стремлений к
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|