|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Б.Т. Рубцов
Гуситские войны
стр. 106
власти не добрались до истинных виновников демонстрации, но трое молодых подмастерьев из числа
участников шутовского шествия были схвачены и казнены.
Похороны казнённых превратились в повод для новой демонстрации. Тогда архиепископ Пражский
решил одним ударом пресечь зло. На Гуса был наложен так называемый интердикт (отлучение от
церкви). В случае, если бы он рискнул остаться в Праге, во всём городе прекратилось бы отправление
богослужения и всех обычных церковных треб. Ввиду этого Гус решил принять «совет» короля Вацлава,
который колебался между желанием использовать идеи Гуса для захвата церковных земель и страхом
всколыхнуть революционную активность масс. Король не присоединился к преследованию Гуса и
предоставил ему возможность уехать из столицы. Гус покинул Прагу и призвал своих слушателей и
последователей не сдаваться и не допускать, чтобы «слуги антихриста устрашили их своим неистовым
тиранством». В обращении к пражанам Гус выражал свою непоколебимую веру в окончательную победу
идей реформации.
В последние годы перед изгнанием из Праги Гус усилил критику учения католической церкви об
индульгенциях, снова и снова выступая в своих проповедях и богословских трактатах против церковных
богатств. Особенно важно учение об условном повиновении духовным и светским властям, которое Гус
развивал в 1411—1412 годах. Гус утверждал, что, если епископы и вообще господа приказывают что-
либо противоречащее священному писанию и истинам веры, подданный не обязан выполнять такое
повеление. Это учение идеологически вооружало эксплуатируемые классы в борьбе против произвола и
угнетения феодалов. Если прежде выступления Гуса были направлены в основном против
разложившегося духовенства, то теперь в его произведениях звучали всё чаще иные нотки. Гус
утверждал, что крестьянин по человеческому и божескому закону имеет неоспоримое и неограниченное
право использовать по желанию и передавать по усмотрению имущество, накопленное его тяжёлым
трудом. Гус выступал (начиная с 1406 года) против права «мёртвой руки» — против посмертных
поборов, практиковавшихся феодалами, которые требовали у крестьян значительной и, во всяком
случае, лучшей части унаследованного имущества.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|