|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Б.Т. Рубцов
Гуситские войны
стр. 98
страны. Например, Микулаш Пухник из Черниц, имевший уже два богатых прихода в Праге и в Оломоуце.
получил ещё третий и тут же обменял его на два новых. Но этого ему было недостаточно. Пронырливый
поп сумел выпросить у архиепископа ешё один доходный приход в Моравии. Неудивительно, что в Чехии
были «служители божьи», которые в течение семи лет не производили mi одного богослужения.
Таким образом, ешё не порывая с церковью, Гус разоблачал пороки духовенства и привлекал к ним
внимание масс. Но постепенно Гус стал переходить от критики нравов духовенства к требованиям
коренных преобразований во всём здании католической церкви. В этой борьбе Гус стоял на почве,
подготовленной его чешскими предшественниками, а также использовал положения английского
реформатора Джона Виклефа. Гус и его сторонники в университете распространяли в своих лекциях
учение Виклефа, которое имело много общего с а нти церковным и взглядами Матвея из Янова и самого
Гуса.
Используя идеи Виклефа, Гус был далёк от слепого преклонения перед его авторитетом. Он сам
указывал, что защищает и распространяет только те взгляды Виклефа, которые ему кажутся
соответствующими действительности и справедливости. К числу этих взглядов принадлежали такие
типичные для средневековой бюргерской оппозиции требования, как призывы к ликвидации
церковного землевладения, к уничтожению пышности католических обрядов, к отмене дорогостоящей
католической иерархии и к подчинению духовенства светским властям. Кроме того, Виклеф призывал к
тому, чтобы богослужение и проповедь производились на родном, понятном народу языке.
Значительная часть этих положений была выдвинута ещё Миличем и Матвеем из Янова, но,
поскольку судьба Милича, а также осуждение и вынужденное отречение Матвея были в Чехии известны
всем, Гус, очевидно, предпочитал ссылаться на Виклефа, о произведениях которого чешское духовенство,
в значительной части крайне невежественное, первоначально не имело определённых сведений *.
Отправляясь от взглядов своих предшественников,
1 Красочным примером полной «невинности» в области какого бы то ни было образования может служить пражский
архиепископ Збы-нек Заяц из Газенбурка, который хоть н выучился грамоте (уже бу-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|