|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Б.Т. Рубцов
Гуситские войны
стр. 82
борьбы, то, с другой, раз нос оста вность, пестрота восставших не могли не привести к острым
противоречиям внутри движения.
Необходимо строго различать требования отдельных классов, принимавших участие в гуситском
движении. Шляхта стремилась к захвату церковных земель, причём часто готова была ограничиться
только отнятием излишков сверх того, что она считала необходимым и справедливым оставить
духовенству. Бюргерство мечтало вытеснить попов и монахов из области хозяйственной деятельности,
оставив в их ведении ту сферу, где бюргер охотно признавал необходимость и пользу церкви. Этой
областью бюргер считал проповедь смирения и покорности народных масс. Шляхтичи и бюргеры
объединялись тем, что и те и другие чувствовали необходимость духовной узды для масс и готовы были,
порядком ощипан прелатов и аббатов, предоставить их испытанному руководству дальнейшую
идеологическую защиту эксплуатации и гнёта. Гораздо труднее конкретно определить аптицерковные
требования крестьян и городского плебса. За исключением крайних левых течений, крестьянские массы
в силу всей совокупности условий средневековой жизни не шли в своих не всегда чётко
сформулированных требованиях к уничтожению всего церковного здания. Однако, оставаясь искренне
верующими, народные массы хотели настолько радикально очистить авгиевы конюшни католической
церкви, что в случае осуществления их программы всё церковное здание оказалось бы полностью
перестроенным.
Всему этому, хотя и недостаточно организованному, но грозному натиску церковь могла всё же
довольно долго противостоять. В её распоряжении находились громадные экономические ресурсы
внутри Чехии. На её стороне была сила международной церковной организации во главе с папой. В руках
церкви находился мощный разведывательный и карательный аппарат, начиная с инквизиционных
трибуналов, архиепископских и епископских судов и кончая целой армией шпионов в лице монахов и
попов, которые контролировали во время исповедей дела и помышления своих подопечных. Как
показали события, церковь имела на своей стороне и поддержку панов, феодального государства во
главе с королем, а также верхушки городского населения. Нужно отметить, что эта поддержка
проявилась лишь тогда, когда на церковь подняли
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|