|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ЖЕДЕОН ТАЛЛЕМАН де РЕО
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
стр. 271
при определенно: некоторых спорных фактов литературной и театральной жизни того времени. Именно
благодаря свидетельству Таллемана удалось точно установить, что трагедия Спрано де Бержерака «Смерть
Агриппины» действительно была в 1654 г. представлена на сцене. Вообще в книге Таллемана содержится
немало ценного материала для историков французской литературы XVII в. Так, английский исследователь
Сппнк6 первым обратил внимание на записанные Таллеманом на полях рукописи «богохульные» слова
некоего математика, который, лежа на смертном одре, заявляет пришедшему исповедовать его священнику:
«Я верую только в то, что дважды два — четыре, а четыре да четыре — восемь». В комедии Мольера «Дон
Жуан» (1665) главный герой ее дословно по вторяет эту фразу Сганарелю.
* *»
Сент-Бёв в подзаголовке уже упоминавшейся статьи назвал Таллемана «злоязычным буржуа» («le
médisant bourgeois), противопоставляя его «злоязычному дворянину» («le médisant de qualité») Бюссп-Рабю-
тепу, автору «Любовной истории галлов», скандальной хроники Двора, написанной в те же годы, что и
«Занимательные истории» Таллемана. Справедливо подчеркивая в этом определении, социальную природу
мемуариста, Сент-Бёв вместе с тем скрепил своим именем неверное представление о «злоязычии» Таллемана,
которого иптересовало якобы только плохое п уродливое. Между тем автор «Занимательных историй» твердо
выполняет данное им в своем предисловии обещание «говорить п о хорошем и плохом». Рассказывая о
неблаговидном поведении Сюлли на посту суперинтенданта, он мимоходом упоминает и о г-не д'О, который, в
отличие от Сюллп, «....вместо то™ чтобы нажиться на управлении финансами, проел на этой должности
свое состояние» (29). Достаточно перечитать «historiette» о маркизе де Рамбуйе, чтобы убедиться, с каким
доброжелательством фиксирует Таллеман мельчайшие штрихи, характеризующие ее высокие душевные
качества. Наконец, мы находим в книге множество эпизодических фигур, полных высокого человеческого
достоинства, людей глубоко принципиальных и мужественных, вроде аббата Сен-Сирана (86) или богослова
Фильзака (86—87), о которых Таллеман отзывается с явным уважением. Но Таллемапу в высшей степени
присуще чувство смешного. В той же псторни о маркизе дс Рамбуйе, с подчеркнутой симпатией воссоздавая ее
облик, он с добродушным юмором отмечает ее забавную, с его точки зрения, «старомодную» церемонность.
Добродушно посмеивается он над рассеянностью и неряшливостью Ракана. Только при столкновении с
человеческими пороками, которые Таллеман весьма зорко
18 Spink J. S. French Free-Thought from Gassendi to Voltaire. Univ. of London.
lf*0. стр. 27.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|