|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ЖЕДЕОН ТАЛЛЕМАН де РЕО
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
стр. 270
к буржуа, стыдящимся своего происхождения, прообразам будущего мольеровского господина Журдена. В его
книге нередко возникают фигуры подобных мещан во дворянстве — так, мимоходом упомянет он о каком-
нибудь аббате, «корчившем из себя знатную особу и бывшем всего-навсего сыном провинциального
шапочника». Пересказывая слух о том, будто сын историка де Ту гордился своим происхождением от графов
де Ту, Таллеман язвительно замечает, что этим графам следовало бы гордиться тем, что они «принадлежат к
семье, снискавшей себе известность высокими постами и прославленными сочинениями. Ежели покопаться,
то можно было бы обнаружить, что происходят они пе бог весть от кого: насколько я слышал, от крестьянина
из Алиса» (106).
В отдельных случаях у Таллемана явственно прорывается своеобраз пая гордость буржуа, чувство своего
«третьесословного» достоинства. Так, описывая, как поэт Вуатюр, который, будучи по происхождению сыном
виноторговца, не только этого пе стыдился, по и нсячески эпатировал своей невоспитанностью изысканных
посетителей салона маркизы де Рамбуйе, однажды в присутствии принцессы де Конце снял с себя промокшую
обувь, Таллеман заканчивает этот эпизод характерной фразой: «Но, право же, такое поведение —
единственный способ заставить именитых господ считаться с тобой» (154).
Ряд «historiettes» Таллемана де Рео посвящен деятелям литературы, и главным образом тем из них,
которые в пору его работы над книгой успели завоевать прочную литературную репутацию или уже сошли со
сцены, как например Малерб, которому Таллеман поспятил одну из самых обширных своих «historiettes»,'
широко использовав в пей «Mémoire sur Malherbe» Ракана и уже собранные Конраром материалы об этом
поэте. Таллеман нарисовал целую серию портретов современных ему поэтов и литературных деятелей —
Вуатюра, Шаплена, Менажа, первого секретаря незадолго до того основанной Академии Конрара и других.
Некоторые из этих имен в наши дни утратили свое значение, но рассказы об этих литераторах, их
взаимоотношениях, их дружбе п вражде, их соперничестве, интригах, об их меценатах, ихокружепии живо
воссоздают атмосферу той интенсивной литературной жизни Франции середины XVII в., очевидцем которой
был Таллсмап. Таллемана опи прежде всего интересуют как человеческие характеры, как «герои» разного
рода забавных историй и анекдотов — такие колоритные фигуры, как баловень салона маркизы де Рамбуйе
Вуатюр, с его несносным характером, или рассеянный чудак Раван, служившие в свое время предметом
всяких толков и сплетен, представляли собой в этом отношении весьма благодарный материал. Однако в этих
забавных историях н анекдотах рассеяно множество мелких, но чрезвычайно колоритных фактов и
отдельных черточек, за которыми ИНОЙ раз встает реальная действительность эпохи. Особый интерес они
представляют для историков литературы. Отдельные вскользь упомянутые эпизоды иной раз могут
оказаться убедительным аргументом
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|