|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ЖЕДЕОН ТАЛЛЕМАН де РЕО
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
стр. 268
Франции «из страны классического феодализма... в страну не менее классического абсолютизма».14
Благодаря его личным свойствам — твердости в достижении поставленных целей и политической гибкости
— он сумел за восемнадцать лет своего правления окончательно объединить Францию и расчистить путь для
ее дальнейшего буржуазного развития. Беспощадная борьба Ришелье против остатков феодализма,
естественно, вызывала к нему бешеную ненависть аристократии, которую он лишал привилегий н былой
политической роли. Но те жестокие методы, которыми он действовал для осуществления стоявших перед
ним задач, — подкупы, угрозы, каэпи, уничтожение невинных людей — делали его фигуру ненавпетпой и для
части той буржуазии, в интересах которой он объективно действовал. «Ришелье при жизни вызывал
восхищение немногих и ярую ненависть большинства», — пишет советский историк.15 И у Таллемана де Рео
Ришелье изображен таким, каким он представлялся ему на основании свидетельских показаний большинства
очевидцев. В его образе нашло свое отражение непосредственное восприятие фигуры Ришелье множеством
современников. Правда, Таллеман мимоходом отмечает существование «истинных друзей» кардинала; он
признает и некоторые его заслуги, но в основном для него, как и для его друга Оливье Патрю, Ришелье — это
прежде всего тиран, который «упразднил все законы и надел на Францию невыносимое ярмо» (94).
В истории, посвященной Ришелье, Таллеман воссоздает облик честолюбца, искусного интригана, всеми
средствами добивающегося удовлетворения своих желаний, беспощадного в достижении своих целей. При
этом образ, возникающий из множества эпизодов, характеризующих деятельность кардинала, его нрав и
поступки, весьма миогограпеп. Рисуя его коварным, вероломным, жестоким, двуличным, Таллеман
одновременно фиксирует пего человеческие слабости — неуравновешенность, болезненное самолюбие,
любовь к лести, скупость, причуды, притязания па литературный талант, — и эти мелкие штрихи моментами
придают зловещей фигуре Ришелье иной аспект. Он перестает быть страшным. Есть даже что-то жалкое и
смешное в самом его внешнем облике, который возппкает нз рассказа Марион де Лорм о своем любовном
свидании с кардиналом.
Из историй, посвященных Ришелье и Людовику XIII, вырисовывается сложная картина взаимоотношений
членов королевской семьи, принцев крови, их соперничества, их борьбы, в которую различными путями
оказываются втянутыми множество разных людей, чья судьба, а порой и сама жизнь зависит от перипетий п
случайностей этой борьбы.
"Люблинская А. Д. Французский абсолютизм первой трети XVII в. М.-Л... 1965, стр. 3.
|В Л ю б л и н с к а я А. Д. Ришелье в исторической литературе XIX—XX ее. — Вочросы истории, 1946, № 10,
стр. 112.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|