|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ЖЕДЕОН ТАЛЛЕМАН де РЕО
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
стр. 265
толю могут показаться непристойными. Надо, однако, помнить, что для Таллемана, для его эпохи, для его
окружения подобное отсутствие стыдливости было связано с той реабилитацией плоти, которая являлась
реакцией на аскетизм средневековья. «Таллеман не смакует непристойные анекдоты, — замечает Антуан
Адан, — он простодушно пересказывает их. Разумеется, он при этом смеется, но так же, как смеялись его
друзья Патрю, Фюртьер, Мокруа, Лафонтен, пересыпая свои беседы вольными выражеппямп. Никто из них не
отличался скромностью, и любимцами их были мэтр Клемап и мэтр Франсуа (т. е. Клеман Маро и Франсуа
Рабле, — T. X), которые тоже ею не отличались».
Анекдоты, касающиеся интимной жизни, приводятся Таллеманом по ради любви к сплетням, а потому,
что именно в этой сфере жизни больше чем где-либо проявляется, с его точки зрения, истинная сущность
человека. Говоря о любовных шалостях Генриха IV, он с явной симпатией подчеркивает в нем раблезианское
жизнелюбие, непосредственность, прямоту натуры, в то время как в перипетиях истории страсти кардинала
Ришелье к королеве Анне в полной мере раскрывается его коварство и лицемерие.
Истории, посвященные монархам, правителям Франции, идут вперемежку с историями об их
приближенных и подданных, независимо от какой бы то ни было «табели о рангах». Тем самым Геприх IV,
Людовик XIII низводятся до уровня обыкновенных людей с их достоинствами и недостатками, с их
человеческими слабостями и причудами.
«О Генрихе IV, Сюлли, Рпшслье, о тех, кто был до него, он собирал лишь крохи», " — писал Сент-Бёв с
некоторым осуждением. Но «собирание крох» в какой-то мере носило у Таллемана программный характер. В
предисловии к «Занимательным историям» он предупреждает, что не намерен касаться того, «что можно
почерпнуть в опубликованных исторических сочинениях и мемуарах», а говорить будет «о хорошем п о
плохом, не скрывая правды» (5). Таллеман, таким образом, как бы ставит своей целью дополнить
официальную историографию своего времени такими материалами, которые «гласности не подлежат», и тем
самым противопоставляет ей эту правду.
11 Sainte-Beuve. Op. ciL, p. 186.
«Привычка видеть королей, сопровождаемых охраной, должностными лицами, барабанщиками и всем,
что рождает у людей почтение и страх, приводит к тому, что когда подданные видят короля без этого
окружения, они продолжают испытывать все то и*е почтение и страх, ибо уже не в состоянии отделить в
своем сознании его личность от всего, что его обычно окружает». Эти слова Паскаля не могли быть известны
Талле-ману, писавшему свои «Historiettes» почти за четверть века до выхода
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|