|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ЖЕДЕОН ТАЛЛЕМАН де РЕО
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
стр. 257
Так же как и другие авторы мемуаров XVII в., Таллеман де Рео знакомит читателей с современной ему
эпохой в различных ее аспектах, однако главное внимание он уделяет пе описанию исторических событий, а
характеристике своих современников. Что же касается исторических событий и тех изменений, которые
происходят в это время в жпзпп государства и общества, то опи, так сказать, лишь просматриваются через
судьбы и характеристики изображаемых им людей.
Примечательно, что Таллеман назвал свои воспоминания пе мемуарами, a historiettes (буквально:
рассказики, короткие истории). Подлинный смысл слова historiette в данном случае ближе всего можно
передать как «занимательная история». Широко используя исторические анекдоты, отбирая и
перерабатывая их в явном соответствии со своим собственным отношением к тому или иному лицу, Таллеман
воссоздает длинный ряд исторических фигур своего времени, главных и второстепенных — монархов,
министров, полководцев, придворных, священнослужителей, поэтов, литераторов, фаворитов и куртизанок.
Общая картина нравов французского общества XVII в., таким образом, оказывается как бы размещенной в
своеобразных «медальонах». В этом отношении «Занимательные псторин» в какой-то мере смыкаются с так
называемой «промежуточной прозой» XVII в. — здесь использованы письма, портрет, здесь нащупывается
жанр характера, получивший свое дальнейшее развитие у Лабрюйера. С другой стороны, «Истории»
Таллемана с их грубыми выражениями, соленой галльской шуткой и натуралистическими описаниями
несомненно перекликаются с французским бытовым романом XVII в. и опираются на традиции,
выработанные в эпоху Возрождения в комических жанрах.
«Занимательные истории» Таллемана де Рео, рисующие жизнь французского общества, так сказать, «с
заднего крыльца», явились своеобразным и существенным дополнением к другим мемуарам XVII в. Они
приоткрывали такие стороны жизни французского двора и высшего общества эпохи Генриха IV и Людовика
XIII, которые заставили взглянуть в несколько ином свете па эту блестящую эпоху с ее бурной политической
жизнью, напряженными драматическими коллизиями, сильными страстями и характерами. За парадным
фасадом обнаруживалась грубость нравов, сквозь изысканные манеры, и придворный этикет проступало
самодурство, жестокость, грубое распутство. «Без Таллемана и его нескромной болтливости многие работы о
XVII веке были бы в наше время в сущности невозможными»,2 — писал Сент-Бёв в 60-х годах XIX в.
3 Sainte-Beuve. Tallemant et Bussy ou Le médisant bourgeois et le médisant de qualité. — In; Sainte-Beuve. Causeries du
lundi, t. 13, Paris, 1858, p. 185-186.
Работа по изучению этого своеобразного памятника французской литературы продолжалась в течение
всего XIX столетия, но подлинно на
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|