|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 338
Между тем тропа от несовершенства к совершенству — тернистая тропа. Греховное проходит очищение водою
(крещение) и огнем (адские муки) и лишь потом.... обретает совершенство ценой мучении и томления. Мо-
Чудо христианской Троицы тоже переговаривают на алхимический лад. Притязая на всесилие тайной науки,
адепты считают, что алхимия в состоянии сформировать знание обо всем сущем. Взору алхимика открыты три
мира: материальный, человеческий и божественный. В первом-сера, меркурий и соль составляют начала всех вещей,
погружаясь в единую
Si
венной — три лица Троицы в едином боге
Средневековье умеет сказать об этом афористично и точно: бог —единая
Можно длить ■ аналогии алхимического искусства с христианским учением, но и этого довольно, чтобы
увидеть, что связи эти есть и что они не случайны. Примем до поры эту аналогию как принципиальную, основа
Нелишне привести мнение Освальда Шпенглера: «Алхимия содержит глубоко научное сомнение в
пластической действительности вещей, «асо[шта» греческих математиков, физиков и поэтов, причем она их рас
Исходя^
станпиональном проявлении Аполлона и Афродиты» (1923, с. 388),2.
^яч^^^еянИ' поадвинием магической (авабской) души
12 Идеологические основания сочинения Шпенглера «Закат Европы» выявлены В. И. Лениным в 1922 г. в статье «К
десятилетнему юбилею «Правды» (Ленин В. И. Поли.
Критический анализ антиисторической концепции Шпенглера дан также в ряде работ советских авторов (см., например:
Гуревич, 1972, с. 18). К ним и отсылаю
Применительно к нашему предмету мне важны лишь те его утверждения, которые непосредственно связаны с обсуждением
места алхимии в культуре.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|