|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 336
ческих идей, замешанных на поверхностно понятых постулатах иудаизма и зороастризма, взращенных на
эллинистической почве александрийской ѵчености, осуществляющей сближение греческой и египетской
религиозных доктрин8. Двойственная игровая природа алхимии предопределена генетически.
Лейденский папирус (III в.), например, приписывает божественному сме-
свет... он разразился смехом еще раз — хлынули воды... Семикратный смех породил душу» (Бахтин, 1965, с. 80, прим. 1).
Точно уловил игровой
легшГлриГГи^
Посредник".
Так что же все-таки выходив?" Алхимический' текст, несомненно, свидетельствует о собственной средневековой
природе. Это подтверждают авторитеты. Алхимический текст с не меньшей несомненностью свидетельствует и
о прямо противоположном — не средневековой своей сущ-
«M «L»: T ™Ѵ-с «. ««™ой;\ррГГоГо™. о"к"и s, «s*
я
M. M. Бахтин блистательно доказал двойственный характер собственно средневековой культуры, противопоставив в ней
официальное — внеофициальному, серьезное-гротескному, карнавально-смеховому (1965). Отношения официального
средневековья и алхимии как периферии средневековой культуры таковы, что и алхимия мыслится столь же двойственным
подобием официального средневековья в пределах культуры европейских средних веков.
л=\ЛРГесК'ойТ^
конья. Гримаса боли. Смех навзрыд. Самобичевание — самоутверждение. Смех и слезы сразу. Щемящее чувство обиды и стыда.
Простой перенос понятий этого ряда на алхимию едва ли уместен. Вместе с тем, если только посмотреть на алхимию с
= ~=^~=^:
токо серьезных делателей дела, не дает оснований к карнавально-смеховым характеристикам в духе Бахтина. Все
встречающиеся далее «карнавальные, определения алхимии — это определения, так сказать, со стороны и с высоты; они далеки
от самоопределения этой деятельности, хотя и призваны помочь ее анализу. Почти гротеск. Но все дело именно в этом
почти.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|