|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 293
нохимической деятельности в контекст алхимического ѵмозрения придает традиционному изустному
интуитивному рецепту статус осмысленной химической технологии, целенаправленно изменяемой и
совершен
Здесь-то и уместно обратиться к ремесленной химии, пребывавшей в синхронном со-бытии с
алхимией в те же самые зрелые европейские средние века.
ЧТО ЖЕ БЫЛО у ремесленников? К. XIII веку совершенствуется добыча и переработка металлических руд,
осваивается техника сплавов. Изобретают доменный процесс (XIV в.). Разрабатывают способы получения
сурьмы, висмута, цинка, кобальта, методы добычи золота и серебра, технику их очистки. Развивается горное дело и
металлургия (X в., Саксония). В XIII веке радикально усовершенствуется техника взвешивания; осваиваются
простейшие приемы пробирного искусства. Красильщики к этому времени уже умеют извлекать красящие
вещества из красящих растений (юг Европы). Расширяется ввоз красителей из Азии. Широко применяют
химикалии в крашении тканей. Совершенствуется техника приготовления красок. Эти достижения по-
прежнему фиксируются в рецептурных сборниках. Разрабатываются пиротехнические составы (на основе
пороха и селитры). Серьезные успехи достигнуты в ремесле лекарственного врачевания. Но и эти достижения
записываются только в рецептурных сводах.
Эмпирия непосредственного практического дела уловляясь в алхимические силки, обретает
осмысленность опыта. Штучность изготовления оборачивается потенциальной серийностью
химических технологий. Рецепт готовится стать предметом торговли, уйдя от своего создателя-
владельца. Таков путь преобразования эмпирического знания, включенного в алхимию.
Между тем рукотворный опыт, представляющий собой лишь видимость
го дела.
Чем греть? Огнем, но только определенным образом приготовленным. Апокрифический алхимик Марк Антонии
спрашивает: «К чему служит сильное пламя и чем оно возбуждаемо? — Мудрецы никогда не употребляют для огня ни
уголья, ни дерево» (Пуассон, 1914-1915, № б, с. 9). Первое обобщение: что сжигать, чем топить. Но что
топить? Особым
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|