|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 266
i^z^sz °zizcz °iïsz: it
эстетизма. Вместе с тем однообразная первичная материя-не только
зие вещей-следствие первоматерии как причины этого многообразия. Но самое это многообразие вещей
вновь порождает рукотворный и уникальный предмет, который алхимик ищет уже готовым, но и
творит его заново. Сам, впервые, только один раз — в первый и в последний раз! — никому не
подражая, ни у кого не учась. Демиург. Мастер. Артист. Раймонд Луллий сообщает: в камне сокрыта тайна
порошка Великого магистерия. Эта тайна есть Солнце, Луна и крепкая водка (ВСС, 1, с. 823). Странная, воистину
художническая палитра красок: слово и вещество; понятие-символ и вещный объект; Солнце, Луна и
крепкая водка. Квазинаучные обобщения вновь за занавесом. Первичная материя приготовлена и больше
не нужна. В руках алхимика-артиста снова резец ваятеля и кисть художника. И все это для творческого
единственного дела во имя сотворения единственной вещи. Есть только один камень, одна материя
для опыта, один огонь, один способ варки для того, чтобы достичь белого и красного цветов, и все
совершается в одном сосуде. Один, сам по себе, и алхимик, несмотря на то, что их тысячи. Все
равно один.
Мирской неуспех алхимика, похоже, раздражает технохимика-ѵмельца. На самом же деле истинное
его неудовольствие коренится в другом. Зла-то-сереброискательское «ремесло» алхимика, во-первых,
укоренено в какой-никакой, но теории; во-вторых, оно-еще и каприз артиста. Это последнее
обстоятельство особенно раздражало настоящего ремесленника, хотя все его нападки были
устремлены на разоблачение алхимического квазитеоретизирования, ибо в тайне ремесленник считал
себя тоже служителем рукотворных искусств, но только без «божества и вдохновенья», полагая и то и
другое помехою. И все же лучшие мастера-ремесленники были и художники, и теоретики сразу,
правда, стыдившиеся этого и прячущие это в своих многотрудных ремесленных буднях. Таков Бернар
Палисси из XVI века, художник и теоретик, а в результате только практик глазури. Вот что он-вдобавок
к уже говоренному мною-писал об алхимиках: «Я желаю, чтобы чтение этой книги пошло тебе на пользу. Вот
почему предупреждаю тебя: остерегайся пьянить ум свой знаниями, добытыми в кабинетах и диктованными
воображением людей, никогда не делавших опыты. Не верь также мнению тех, кто говорит, что теория порождает
практику. Если бы люди могли осуществлять всякие замыслы своего воображения, я был бы на их стороне. Но это ведь не
так. Совсем даже не так» (Любимое, 1892, 2, 2 пагинация [наг.], с. 98-99).
» 259 «
9*
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|