На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 254

Исторический результат преобразования алхимии в ходе ее взаимодействия с официальным средневековьем есть ее распад на собственно химию, химическую технологию и опустошенные формы оккультизма в новые и новейшие времена. Средневековое же природознание в определенной своей части обернется наукоучением Френсиса Бэкона. Такова в общих чертах алхимическая картина мира. ТЕПЕРЬ МОЖНО возвратиться к «антиатомистическому» сюжету, дабы выявить отличие роджер- бэконовскои алхимии от идеальной ее модели. Может быть, это отличие и есть результат взаимодействия Бэкона-алхимика с £эко«0, я — францисканцем. Вопрос о реальности универсалий —существует ли общее раньше единичного и вне его; или оно существует только в единичном как его сущность; или, наконец, оно существует исключительно в мышлении — раздастся в бэконовском мировоззрении на ряд частных проблем, актуальных для опытных наук. Этих проблем три о множественности или единстве субстанций понятых как неизменное в вещах; об отношении между материей и формой; о механизмах и причинах трансмутации и индивидуализации общей сущности, преображаемой в единичные вещи. По Бэкону, субстанция — сложное целое, состоящее из материи и формы. И форма, и материя-это не общие активная и пассивная сущности, как считали вслед за Аристотелем. Нет материи, общей для всей природы, — существует множество материй, как и множество форм. Стало быть, субстанций столько сколько вещей, а материя и форма разделяются лишь в мышлении. Единичное существует раньше общего, а в общем — в качестве его сущности и. Естественно, при таком подходе вопрос о причине всеобщего снимается. Представления Бэкона о дѵше внешне близки Аристотелевым представлениям (растительная, чувствующая, интеллектуальная душа)" Но есть существенное различие. Душа -тоже субстанция, и поэтому, как и Г/Гт^^ я?и I^=-^^HS -ИВ s~;;ezs. Таким образом, в алхимии Роджера Бэкона сняты и первоматерия, и квинтэссенция. Оставлена лишь эмпирия единичных вещей. Зато общее провозглашается как чистое умозрение. Как видим, образотворящие Этот тезис противоположен мнению Гильома из Ковша (XII в.). В «Драгматиконе» читаем: элемент есть «первое в сложении (constitute) и последнее в разложении (resolution (Зубов, 1965, с. 69). Следовательно, все вещи восходят к общей для всех первоматерии- к элементу (элементам). Даже отдавший дань атомизму Николай из Отрекура (послебэконовский XIV век) продолжает сводить неделимые к единой первоматериальности. В согласии с этим все неделимые тела (corpora atho-malia), из которых составлены вещи, пребывают, и, стало быть, при соединении остается та же материя, что была раньше.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes