|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 250
кая к исходной посылке алхимиков (учение о генезисе металлов, выводимое из идеи о всеобщей их
превращаемости). И хотя XIII век, век очищающегося Аристотеля, характерен тем, что даже к Эпикуру
нани
Они губительны для нее
Но вернемся к Роджеру Бэкону и его «предвосхищению». Вне атомистической идеи и вопреки ей, не
разделяя ее как алхимик и отлично пользуясь ею как оптик-геометр, Бэкон принимает полусернистую
ртуть за
"а законы постоянства состава "кратных отношений, как бы совершая
Жменей
а^б^н^^обат^рялся Г^^нно^'Л^из11тя рационалиста-чес ко го л. ѵ 111 BêKâ — ср бдневсковьф.
И дело здесь не в преемственности или забвении. Догадка Бэкона (XIII в.) и законы Пруста и Дальтона
(начало XIX в.) сходны лишь в пределах современного мышления. На самом деле и то и другое-
исторические феномены, живые факты лишь в той мере, в какой они истори-
Не правда ли, диалог средневековой алхимии (XIII в.) с химией нового времени (начало XIX в.), Роджера
Бэкона с Дальтоном и Прустом,
круге Ада, то атомист Демокрит помещается в светлой части Лимба — каймы, окружающей адские круги:
... Сократ всех ближе восседает. И с ним Платон; весь сонм всевидца чтит. Здесь тот, кто мир
случайным полагает, Философ знаменитый Демокрит...
(Ад, IV, 133-136).
Алхимический универсум (как, впрочем, и христианский) — предопределенное, никак
В Лимбе можно найти и Аристотеля, и Цицерона, и Птолемея, а также таджика Авиценну и Аверроэса — мавра из Испании:
Там были люди с важностью чела.
С неторопливым и спокойным взглядом,
Их речь звучна и медленна была
(112—114).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|