|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 242
ром роде архетип. Она представляет собой тело и заключает все его достоинства в чрезвычайной степени.
Совершенное тело не может не быть живым, ибо жизнь — совершенное состояние эволюционирующего к
жизни объекта. Вместе с тем оно — идеальное живое и в силу этого
частям, частицам, элементарному (не элементному!) началу, путь к «химическому» составу.
Огонь -действенное средство расшатывания вещественной целостности. Это и физическое {обжиг, растрескивание,
освобождение от примесей, уносимых с дымами), и метафизическое средство (очищение священным огнем, искупление J
геенне огненной). Огонь разлагает! но и соединяет. Раймонд Луллий говорит: многие из алхимиков заблуждаются,
потому
Опииозицию^ Василий Валентин, например, решает почти в современном химическом смысле,
рассматривая ее как переход от инертного состояния материи к деятельному ее состоянию: от бездушного элемента-
частицы к одушевленному веществу (ВСС, 2, с. 413-420; 421, 422).
Таким образом, разрушение вещества и воскрешение вещества суть две грани
алхимического мышления. Но именно первый поворот алхимической мысли (неотрывный, конечно, от второго)
«предвидит» химию как науку о составе вещества, опре-
? Ним южет В0ЙСТВа В0Т П0Ч6МУ ПР6ДЛ0ЖУ всшеМУ Вниманию "зГ^
в™еВСо^ етГ£ ГчРЛНИсинГимов:
идей кратности и постоянства состава в химическом индивиде; идей, соотносимых сейчас с именами Дальтона
и Пруста (XVIII—XIX в.). Обе эти догадки — результат алхимических штудий Бэкона. Можно было бы
сообразуясь с конечной целью алхимических исканий -поиском философского камня, счесть это предположение
о столь фантастическом сходстве Бэкона, с одной стороны, и Пруста и Дальтона-с другой (в их отношении к
природе химической индивидуальности) за игру ума. Если к тому же припомнить, что алхимия — одна из
оккультных
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|