|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 138
Система Фомы Ливанского максималистски универсальна и потому целиком вмещает все вариации
христианского средневекового мышления.
Но может ли целое превратиться в целое? Да, может. Но не столько при изменении, сколько при
пресуществлении. Изменение изменением, но чудо чудом. С помощью алхимической «физикохимии»
металл транс-мутируется в лучшем случае в себя же, только более чистый. Но целостность железа в
целостность золота — переход чудодейственный, основанный на преобразовании -преображениивещи.
Трансцендентность таинства пресуществления {хлеб и вино — тело и кровь господин) есть трансцендентность
алхимическая, правда, с той лишь существенной разницей, что весь путь до чуда (с остановкой перед
чудом) в алхимии рукотворен, демиургичен.
Органическое объединение живой эмпирии мистиков с формально-логическим инструментарием
схоластов— генетическое начало науки нового времени; начало, преувеличенно нелепо изображенное
алхимией. Основоположение Гермеса Трижды Величайшего «все как одно» осуществляется у Бруно в идее
оплошности всего как природного: «....природа более чем присутствует, она внутренне присуща вещам. Она ни от
чего не отличается, так как ничто не отличается от бытия, кроме ложного, обозначаемого словами никогда,
нигде и ничто» (1965, с. 187). «Природа сама приходит к единому, ибо не существует как бы нисходящего свыше
подателя форм, который как бы извне образовывал
7бТляиРодвТкаилх ГиТД^ Tiù^^JSS^S^
мгновение im^nlîF^WM средневеГвой MZ ИСТ°РИЧЕСК°Е ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ АНАЛИЗ
историко-философского материала —
ной европейской средневековой культуры. Движение в этой оппозиции возможно лишь в том случае,
если субъект, впадая в ничтожество и нищету, обретает всемогущество, живя и действуя в о и м я. Но
бог мыслится как идея субъекта. Поэтому, полагая беспредельное, он сам не является беспредельным.
На этом пути совершается коллективное соборное дело индивидуального приобщения к всеобщему
субъекту, самораскрытие в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|