|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 90
ибо телесный символ как бы заменяет, искажая-уничтожая, истинную
Иконоборческая ересь сумела-таки распознать в иконе символ как знак огрубления бога.
Антиидолопоклонство есть антисимволотворческое движение, нашедшее себя в гипертрофированном
иконоборчестве, укорененном в ветхозаветной традиции в увещательном слове царя Соло-Многие
исследователи любят искать присущий средневековью символо-творческий импульс в учении об иерархии
четырех смыслов", обобщенном в Пантовом «Пире» (1968, II, I, с. 135-137).
Liiiera gesta docet, quid credes allegoria; Moralis, quid agas; quo tendas, anagogia.—
Буквальный смысл учит о произошедшем; о том, во что ты веруешь, учит аллегория;
Мораль наставляет, как следует поступать; Твои стремления открывает апагогия
(с. 528-529, примеч.).
Но до символа еще далеко: намечается лишь последовательный иерархически организованный
характер обожествления текста в ходе его чтения, узнавания, понимания. Специфически
средневековая метода. Слово подвижнее символа. Обозначая сотворенную вещь, оно в средневековом
сознании ею не является, не является и ее знаком: слово томится по плоти, плоть по слову, то есть по богу.
Августин: «Слово стало плотью, но не обратилось в плоть, возвысило ее, в ней не обратив
Подобие, то есть символ, презренно, ибо оно — достояние лишь телес-ного-не духовного! — зрения:
«Телесное зрение принимает подобие за сами тела» {Августин, 1912, кн. XII, с. 292). Символа нет, а если и есть,
то он-пустое, ибо свидетельствует о бедной, не возвышенной копии. Вместе с тем нет иного способа
сподобиться невидимого как через видимое. Бог как вершина пирамиды отсечен. Им стал алхимик.
Прямой путь к символизму13.
12
1 3
Александриец Ориген (III в.) различал три смысловых уровня текста: телесный (буквальный, историко-грамматический),
душевный, моральный и духовный {аллегорический). Данте вслед за схоластами зрелого средневековья раздваивает третий
оригеновский смысл, превращая триаду в четверицу, разведя таким образом алле
щего ноля за нос и обводя вокруг пальца. Алхимическая вещественность, выдающая себя за христианскую духовность.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|