|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 86
химического символотворчества, который вел эту главу-покуда я, забыв уже об этом материале не
начал вместе с Лосевым теоретизировать по поводу символа —худо-бедно, но давал нам какое-то
представление о символе это знак вещи, а стало быть, и сама вещь; вещь и ее знак; знак ищего вещь».
Логический разбор символа, продемонстрированный только что, был действительно его разбором на
винтики и на гайки. И символа уже нет, ибо символ — прежде всего жесткая определенность,
фиксирующая и вещь, и ее отражение. А отражение вещи и есть символ этой
Итак, символ вещи — это в некотором роде ее синоним: то же, да не тоже. Раскрыть срединное
да не в алхимическом символе, включенном в контекст средневековой культуры, и есть задача.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о символизме средневекового мышления — общее место в историографии
культуры европейских средних веков. Штамп, не задевающий сознания. Устойчивый стереотип,
объясняющий прошлое наложением на это прошлое мерок нового времени.
Кондильяк (XVIII в.) в «Трактате о системах, в которых вскрываются их недостатки и достоинства», в главе V
(«Третий пример. О происхооюде-
ложен в основание тайных наук. Толкование снов — это рассекречивание сновидческих слов, символов жизненных
перипетий. Знаки Зодиака и
Объяснение у Кондильяка биофизиологическое, и потому символизм средневековья, как он понят XVIII
столетием, рушится под напором точного естествознания. «Если бы можно было проследить за всеми людьми,
которые сочинили книги для обоснования этих нелепых учений, то можно было бы заметить, что все они исходят из
одного и того же пункта и удаляются от него каждый в зависимости от капризов своего воображения.
10
Помните, как у Томаса Манна: «Узнать одного в другом вовсе не значит сделать из двоих одного и облегчить свою грудь криком
«Это он!» (Манн, 1968, 2, с. 759). Но, может быть, как раз значит. Только тогда мы имеем дело именно с символом как
эстетической определенностью.
«Граница между земным и небесным зыбка, и стоит только остановить взгляд на каком-либо явлении, как оно уже начинает
двоиться» (там же, 2, с. 78). Но символ как знак вещи и сама вещь не двоятся, а раздваиваются, взаимно отражаясь; хотя и
двоятся тоже, и делают все то, что им советует делать Лосев и я вслед за ним. Но.... все это происходит уже не с символом и
вещью, а с деталями, на которые разобран символ.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|