На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 67

творят идеализированные объекты, а из них мир как образ — не как образцовый текст12. Но карнавальный стиль Возрождения — странное порождение средневекового двойственного сознания, а значит, и его рецептурное™. В самом "oro, repapxS им (мастером,— В. Р.) предмету, выступает против него как враждебная и чуждая»^ Здесь лишь намечается историческая (и логическая) Рецепт предписывал исполнителю с неумолимостью закона, что и как 12 Можно было бы поддаться искушению и принять человека Возрождения за сущностное подобие гордого герметиста средних веков. Можно было бы принять. Но лишь в том случае, если пройти мимо алхимии как кривозеркального образа- образца официального средневековья, существующей лишь в паре с ним; образ-изображение. Взаимное преображение. Человек Возрождения — результат их исторического взаимодействия; последствие их взаимных метаморфоз- трансмутаций. Он —не часть в составе целого. Он — целое сам по себе; полное воплощение новой культуры. » Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 561. «Помните ювелира Кордильяка из жутковатой новеллы Гофмана (XVIII—XIX в.). «Мадемуазель де Скюдери»? Так вот. Этот самый Кордильяк, реликтовый средневековый мастер (хотя и из XVIII века), создавал дивные ювелирные шедевры, отдавал их заказчикам, а потом.... убивал своих несчастных клиентов и возвращал свои шедевры назад. Но не корысти ради. Шедевр неотделим от мастера вплоть до его физической смерти. Шедевр — естественное, «неорганическое» (Маркс) продолжение органического тела мастера, его умных рук, рукотворного его умения. Наидостовернейшее свидетельство его самого. Мастер и его дело, воплощенное в рецепте, слиты. Отмечены одним именем. Они есть одно. Характернейшая особенность деятеля средних веков. Ярчайшая примета деятельности средневекового человека. Начало преодоления этой слитности есть свидетельство глубочайшего кризиса рецептурного стиля мышления, выразительно отметившего тысячелетнюю материально-духовную культуру европейских средних веков. 15 Здесь нужна смягчающая оговорка. Католицизм легко находил обходные пути для любых запретов. Иерархическая структура средневекового общества, в которой каждому отыскивалось определенное место и предназначалась определенная программа действования, не предполагала возникновения субъективного чувства неудобства от


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes