|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 65
РЕЦЕПТ неалхимического средневековья и алхимический рецепт. Взаимное сходство, но и различие —
результат их сопряженной жизни
Zoe S шестбсоѴ/-болеѴтысяѴи трехсот од^ааГатаГовГД 1966,
о чиста подчерк ^ ньщчИла*™^
ÊcZ раньше алхи^ именем авторитета
лежѵонь^^ заклинаний В этом ^
усваивает этот алхимический «бред» как конструктивный принцип.
яппгтиа нисппинимяртгд кяк ПППЯЧРИИ гг.пя пплпяжяния яппггия — нпп-
Пародия воспринимается как образец для подражания. Пародия не ма: создается космос, где
единичная вещь и универсалии равны. Сера-не просто сера; она воплощает видимые качества
металлов: цвет, блеск, протяженность; а ртуть — качества скрытые: плавкость, летучесть, ковкость. Это
принципиальная сера и принципиальная ртуть". Явственней выступает иносказательное — взамен
буквального — толкование рецепта. Рецепт утрачивает свою чувственную природу: «Раскали короля на
огне.
» Дробное число, числовая неопределенность в алхимии имеют смысл лишь в паре с целочисленной определенностью
официального средневековья.
10 Сравните, например, рецепт Джироламо Бенивьени (XV в.), предназначенный для радости юродивых Христа ради: надо взять
«о крайней мере три унции надежды, три унции веры, и шесть ~ любви, две унции слез, и все это поставить на огонь страха» (Лосев,
1978, с. 340; Монье, 1904, с. 322—324).
11 Понятия принципиальных серы и ртути следует соотнести с рассуждениями реалистов XII—XIII веков, с характерной для них
идеей универсалии. Но практическое
Великое деяние, сливающееся с универсалиями реалистов и продвинувшееся в на-Г Го™ n0S« — "^ "ю химиСЮ°Ста В ХѴ~ХѴИ
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|