На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 57

ря, сформулировать рецепты, коими наполнена вся история злато-сереброискательской алхимии. Все устремлено к цели. Не почему и тем более не как будоражат ум, алхимика. Единственный целепола-гающии вопрос, предопределяющий конечность искания, волнует адепта: для чего? Для чего проводят бессонные, едкие от свинцовой пыли и синие от серного пламени ночи в тесной алхимической лаборатории? Для того, чтобы получить философский камень. Для чего нужен этот камень? Для того, чтобы получить золото или серебро — отделить плевелы от ржи, агнцев от козлищ, несовершенное от совершенного. Для полагает рецепт, то есть как это сделать. Но это рецептурное как-нной, священнодейственной ритуальной природы. С одной оторо Сама же цель-лишь посох для продвижения по тернистой магической троне, где каждый шаг реиентурно расчислен. Жизнь Роджера Бэкона-ярчайший пример единения этих двух ино- представляет собой многогранное целостное явление. Остановим внимание на некоторых алхимических рецептах Иоанна Исаака Голланда (ХѴ-ХѴИ в.) (Hollandus, 1667; ТС, 3, с. 304-514; Гол-ланд, 1787, с. II—III, 4, 6, 13-71, 85, 163, 348, 446-447). Вот рецепт, который называется так: «Простой способ приготовления философского камня из мочи». Он взят из трактата «Камень Урины»: «Прежде, чем наш камень сделается, то живет уже он; если же его найдешь, то тут же и умрет. Всякий, смотря на него, зажимает нос от его смрада. Он сади/ся по сторонам сосу/а, в котором долго находился, и каждый зажимает еще и тут нос от его состава или вонючего воздуха....» (ТС, 6, с. 566-568; Голланд, 1787, с.85). В отличие от описаний металлов ѵ Бэкона, освобождением которых от порчи достигается совершенное золото, здесь, напротив, порча, грязь совпадают с совершенством — богоподобным философским камнем. Заземление его есть его же и вознесение, достижимое рукотворно. Значит, именно рѵки адепта и есть помощники, соперники бога в деле преобра-жени, Устремленность к земному в алхимии' знаменательна и в извечном смысле противостоит собственно средневековью. Вместе с тем в алхимических текстах усматривается и противоположный ход, к а к б ы уравновешивающий земнѵю ориентацию адептов. Только-только сквозь голубое небо зачернела земля, как вновь — вселенские выси. Яйцо фи


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes