|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В. Л. Рабинович
Алхимия как феномен средневековой культуры
стр. 38
Таков и алхимик: ставящий опыты тееоетик и теоретизирующий ремес-
времени, сколько явление культуры в предельно широком смысле этого термина. Внешне
эклектическое, но и — в порядке предположения — про-
алхимическое источниковедение. Открываются новые методологические возможности изучать
алхимический текст в контексте всей средневековой культуры — сопредельных кѵльтур; выходить в
многообразные сферы средневековья через обозначенные здесь компоненты алхп-
Разумеется, синкретизм алхимии (будем считать, что так оно и есть) вовсе не исключение. Вся
средневековая культура в принципе синкретична, как, впрочем, синкретичен и любой фрагмент
этой культуры, отмеченной врожденной составностью, уловимой in statu nas-
Составиость как принцип. И тогда «химическое» звено в алхимическом тексте -именно звено, а не
пружина. Но только установить сиикрети-
каков механизм этого сочленения.
В ЧЕМ ЖЕ СОСТОИТ задача нашего исследования? Во-первых, воспроизвести, представить перед
нашим умственным взором средневековую алхимию как целостный культурный феномен, не забыв
при этом, что феномен этот угловат, странен, противоречив. Именно воспроизвести: вместе с
читателем, с ним и у него на глазах, виести алхимию в мир читательских представлений, уповая
скорее на синтез, нежели на анализ.
Во-вторых, воспроизвести в алхимии (коль скоро окажется, что она— капля средневековой жизни, ее
лучевой фокус) все мышление, всю культуру европейских средних веков. Но даже и здесь —до
начала —
отразить се всю, но опять-таки странно, угловато. Но всю целиком и, ко-
14 «... Предшествовавший мир, народы, которые господствовали раньше, обладали уже готовым собственным языком,
искусствами, науками, а на этой чуждой им почве поселились новые народы, которые, таким образом, начали свою историю
надломленными внутри себя... основным элементом средневековой жизни является эта раздвоенность, эта удвоенное™
(Гегель, 1935, XI, 3, с. 114).
2 В. л. Рабинович у 33 (
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|