|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Платов А.
Магические Искусства Древней Европы
стр. 436
ружи их деревянных сооружений во время междоусобных войн. Но этою как раз вовсе не факт, в
лучшем случае гипотеза, заблуждение, которое тут же опровергается при внимательном изучении
этих крепостей. Во многих случаях сооружения гораздо более оплавлены сверху... А это
свидетельствует о том, что жар шел сверху вниз, а не вверх от подножия, как должно было бы случиться,
если бы мы имели дело с обыкновенным пожаром. В одном же случае в Шотландии подобное
ортодоксальное объяснение выглядит вообще крайне глупо, поскольку склон холма на протяжении
полумили также превратился в стекло вместе с крепостью [...] Некоторые изыскания по поводу того,
какие там могли быть температуры, — чего я, кстати, никогда не встречал в работах археологов —
однозначно свидетельствуют, что пламя от горящих деревьев не могло бы создать жар такой силы,
чтобы камень превратился в стекло, как то имеет место быть...»9
Впрочем, это лишь небольшое отступление, иллюстрация, так сказать. Вернемся к письменным и
этнографическим источникам.
Немалое место в северо-западной традиции боевых искусств занимали так называемые «звериные
культы», представляющие собой характерные комплексы магических и тактических технологий, а
также социальных и религиозных воззрений и практик. Из этих культов наиболее известны два:
волчий культ (сканд. Ulfhednar, от основы со значением «волк») и медвежий культ (сканд. Berserkes, от
древнего северноевропейского ber — «медведь»). Все, что известно нам об этих культах, относится уже
к сравнительно позднему времени — не ранее второй половины I тысячелетия, однако и то, что мы
имеем сейчас, может позволить нам получить некоторое представление о культах более древних.
Т. Graves. Needle of Stone. L., 1978. Цит. по: H. Брутальский. Метамифология истории/1/Мифы и мапия
индоевропейцев, вып. 5,1997.
Волчий воинский культ был, вероятно, известен всем центральным и северным европейцам: ареал
его распространения в какой-то степени может очерчивать распространение поздних сказок о
волколаках — оборотнях, полулюдях-полуволках. Значительное количество упоминаний об этом
культе содержат скандинавские саги; известны и кельтские свидетельства. Так, например, существует
упоминание о дочери некоего галльского вождя, сражавшейся с врагами в обличий волка. В одной из
ирландских книг, датируемой XVIII веком, говорится: «Су
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|