|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Платов А.
Магические Искусства Древней Европы
стр. 181
Самое слово «лабиринт», традиционно возводимое к греческому языку, имеет корни еще более
древние. Лабиринтом называлось подземелье Ми-носа, владыки Крита, где разворачивается основное
действие мифа о поединке Тесен и Минотавра. Слово происходит от минойского «лабрис» — так
называли на древнем Крите двулезвийную секиру, символ магической власти и перехода из мира
живых в мир мертвых43. Этот символ, вероятно, был широко распространен по всему древнейшему
Средиземноморью; так, например, у этрусков встречается иногда изображение Харона, перевозчика
душ умерших, с лабрисом в руке. Минойское же лабиринт может быть переведено как «святилище
лабриса».
Там, в средоточии средиземноморской цивилизации, сохранилось много ниточек, за которые
стоит потянуть, если хочешь распутать тайну северных лабиринтов... На многих критских (минойской
эпохи) памятниках мы видим изображение лабриса... и изображение лабиринта, уни-курсального
лабиринта, геометрически тождественного северным. Стоит задуматься о содержании мифа о Тесее и
Минотавре.
Итак, Лабиринт. Мрачное подземелье, в котором обитает некое чудовище, подземелье, связанное
неким образом с магией и Иным Миром С другой стороны, Тесей и его спутники, как справедливо
отмечал Ю. В. Андреев, — подростки; недаром и в позднем греческом искусстве Тесей всегда
изображался безбородым юношей...
Мысль о том, что миф о Тесее отражает ритуал возрастного и (или) кастового посвящения,
высказывалась рке неоднократно и вряд ли может быть оспорена Действительно, сопровождаемое
испытаниями путешествие в Иной Мир, означенный в мифе лабиринтом, — налицо. Но нас сейчас
интересует тот факт, что место темного леса, символизирующего в славянской «околосказочной»
традиции Иной Мир, здесь занимает лабиринт.
43 Ю. В Андреев. Поэзия мифа и проза истории. Л, 1990.
Вероятно, миф, исходный по отношению к мифу о Тесее, был некогда общеарийским. Так, на
скандинавском Севере сохранилась легенда о Гримборге, представляющая собой странное
переплетение сюжетов мифа о Тесее и мифа об Орфее Шведская Песнь о Гримборге повествует о
толп, как этот герой преодолевает железные стены, чтобы добраться до прекрасной принцессы,
сокрытой в замке некоего короля (вариант — тролля). Этот замок, как и Лабиринт Миноса, довольно
четко ассоциируется с Иным Миром; важно, что в Швеции долгое время сохранялась традиция
зимних игрищ, связанных с легендой о Гримборге. Деревенские жители выстраивали снежный или
ледяной лабиринт, в центр которого
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|