На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Платов А.
Магические Искусства Древней Европы
стр. 165

Любопытным доводом в пользу соотнесения положительных форм рельефа с мужским, а отрицательных с женским началами может послужить известная на Руси средневековая традиция парного расположения монастырей на противоположных берегах реки: мужского — на высоком обрывистом, и женского — на низком заливном берегу26. Прекрасным примером четкой привязки (в геомантическом контексте) конкретного божества или Силы к конкретному типу ландшафта могут служить проици — очень широко распространенные на славянских землях святилища местного, как правило, значения. В центральной России, например, таких святилищ можно насчитать десятки, а то и сотни в любой области, в том числе и в Московской. Наиболее характерные их черты — наличие источника, называемого святым или целебным, расположение в заросшей долине или низинном лесу и почитание в этом месте св. Параскевы Пятницы, а в более поздние времена — Богородицы. Здесь стоит остановиться несколько подробнее, поскольку и сами пращи, и связанный с ними крут магических и религиозных представлений видятся нам очень интересными Культ святой Пятницы неоднократно уже становился предметом серьезных этнографических исследований27. Связь этой святой с источниками и родниками (в том числе и со священными) была известна еще самым первым исследователям славянского фольклора, «Св. Параскева считается покровительницею воды и имеет, по народному взгляду, особую близость к ней. На это верование указывают существующие в народе предания о том, что образ св. Параскевы чудесно являлся иногда на воде, на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала особую силу...»28 26 Отсюда, к слову, и произошли, вероятно, многочисленные песенные вариации на тем «а женщины тем временем копали...» (См.: И. Белкин. Байка о двух монастырях//Аном.алияу 1997, №3—4.) 27 См, напр.: А. Н. Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865-1869. 28 Орловские Епархиальные Ведомости. 1884. № 157. 29 С В. Максимов Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. Вот один из многочисленных примеров такого чудесного явления, описанный С. В. Максимовым29. «В Муромском уезде Владимирской губернии, в селе Спас-Сечен, рассказывают о недавнем случае, относящемся приблизительно к 1881—1882 гг., по поводу явления новой чу


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes