|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Платов А.
Магические Искусства Древней Европы
стр. 19
торой рассматривают мифологию лишь как «поэтический способ описания неживой природы», а
богов — как «условную персонификацию метеорологических явлений». Сколь же низкого мнения
надо быть об уме наших предков, чтобы прийти к такому выводу! Разумеется, изменения,
происходящие в окружающем мире, традиционно связывались в языческом мировосприятии с
событиями мифологическими (так, смена времен года и вечное возрождение богов воспринимались
как реализация одного и того же закона цикличности), но делаемый нередко отсюда вывод о том, что
вся мифология — всего лишь способ описания неживой природы, абсурден. В свое время, критикуя
«метеорологический» подход, М. Ф. Альбедиль писала: «Для человека, верящего в миф, такой взгляд
был бы столь же абсурдным, как для меня — видеть в моем директоре олицетворение власти, в моей
дочери — персонификацию детства, а в кусте сирени, цветущем под моим окном, — аллегорию
быстротечности жизни»3.
Но и вера — даже самая искренняя! — ничуть не приближает нас к решению задачи о
возвращении древнего восприятия магии мира Разница между верой в магию и видением ее подобна
разнице между высказываниями «я верю в Бога» и «я знаю, что Бог есть».
Это может быть продемонстрировано на примере волшебных описаний в текстах средневековых
кельтских саг и преданий. Описания волшебных событий, явлений и персонажей, которыми
переполнены эти тексты, в абсолютном большинстве случаев настолько не вписываются в
удерживаемую современным европейцем картину мира, что почти всегда определяются как
проявление буйной и потрясающей фантазии древних кельтов. Так ли это? Насколько вообще
возможно проникновение в смысл (я не говорю даже — в сокровенный смысл) волшебных описаний в
кельтских сагах?
Это не проблема веры или логического (ментального) знания. Разрешить ее не помогут никакие
исторические или филологические изыскания. Это именно проблема восприятия мира, и для
решения ее необходимо сдвинуть свое восприятие туда, где оно находилось у наших предков две
тысячи лет тому назад.
3 М. Ф. Альбедиль. Забытая гривилизация 6 долине Инда, СПб., 1991-
Кроме того, если говорить о конкретных текстах, мы неизбежно столкнемся еще с одной
проблемой. Будучи многократно пересказаны и переписаны, в том числе и людьми, не
понимающими их сути, древние тексты нередко доходят до нас в настолько деформированном виде,
что возможность разглядеть в них исходный сюжет становится уже самостоятельной и важной
проблемой
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|