|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая
| все страницы
|
Следующая |
|
|
Платов А.В.
В ПОИСКАХ СВЯТОГО ГРААЛЯ
стр. 4
Появившись в Западной Европе ориентировочно в XII веке, литература о Святом Граале разрасталась
лавинообразно; уже столетие спустя были созданы десятки связанных с Граалем поэм и рыцарских
романов; в конце XV века была опубликована знаменитейшая 'Смерть Артура сэра Томаса Мэлори...
Влияние традиции Грааля и Артура не ограничилось Средневековьем: Новое Время дало новые
романы, поэмы, прекрасную музыку Вагнера. В XIX веке началось и бурное развитие исследований о
Святом Граале и короле Артуре; литература эта разрасталась, пожалуй, еще быстрее, чем корпус
художественных произведений...
В конце прошлого — начале этого столетий немало исследований на эту тему было проведено и в
России (см., напр., работы акад. А. В. Веселовского), однако после революции Святой Грааль
оказался, вероятно, не слишком в чести, и публикаций о нем почти не было. Даже знаменитейшая
'Смерть Артура впервые увидела свет на русском языке лишь в 1974 году. Это эссе призвано хотя бы
в некоторой степени ликвидировать существующий пробел; однако, подчеркну сразу, автор подходит
к многогранной и сложной теме Святого Грааля не столько как филолог или историк, сколько — как
исследователь европейской сакральной Традиции. И в этой связи необходимы некоторые уточнения.
Вероятно, все исследования темы Святого Грааля можно разделить на две большие группы. Во-
первых, это исследования сугубо научные, ставящие целью выяснение филологических и
исторических условий формирования 'Граалиады. Во-вторых, это работы авторов, стремящихся
раскрыть сакральное содержание темы. Данное эссе принадлежит, несомненно, ко второй группе.
Чем же нас интересуют сказания о Святом Граале, пропитанные, казалось бы, христианским духом,
христианскими символами и христианской же мифологией? Действительно, принято полагать, что
Грааль — это чаша, в которую была собрана кровь распятого Христа, об этом сообщают нам
сохранившиеся средневековые тексты. Большинство современных исследователей-традиционалистов
резко отделяют христианство от древней сакральной, религиозно-магической, Традиции Европы. Так
почему же многие из них — рано или поздно — отдают дань теме Святого Грааля?
Я не могу, разумеется, говорить за всех, и потому отвечу на этот вопрос, попытавшись
сформулировать то, что заставляет именно меня работать над исследованиями 'Граалиады и
'Артурианы. Итак, тому три причины.
Сказания, затрагивающие тему Грааля, короля Артура и его рыцарей, представляют собой смешение
трех компонент: чистой фантастики, легенд о реальных исторических событиях и древней кельтской
мифологии. Именно древние мифологические образы и сюжеты, сокрытые здесь, и есть первая
причина, по которой мы обращаем свое внимание к сказаниям об Артуре и Граале. Так, пристально
всмотревшись, мы можем за образом копья, которым был пронзен распятый Христос, увидеть другое
Копье — Копье, которое страше этого на несколько тысячелетий. Это — копье индоевропейского
бога света и мудрости: священное копье Гунгнир, принадлежащее скандинавскому Одину, копье
Ассах кельтского Луга, Тришула индуистского Шивы...
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|