|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 262
которые хотели услышать его проповедь. Возможно, они хотели убедиться, что идеалы Иоанна не
умерли и дело будет продолжено через Иисуса.
В любом случае смерть Иоанна имела большое значение для Иисуса. Освободилось место, и он
мог стать лидером группы, может быть, даже встать во главе всего народа. Не исключено, что он уже
возглавил движение Иоанна после его ареста, и люди, узнав о казни Крестителя, ринулись ко второму
по рангу — к Иисусу.
Эпизод казни Иоанна ставит много вопросов, на которые нет ответа. Снова это выглядит так,
что Евангелия что-то от нас скрывают. Там сказано, что Иоанн был арестован за то, что он высказал
осуждение незаконному браку Ирода с Иродиадой, а Флавий утверждает, что он был взят под стражу
как реальная или потенциальная угроза существующей власти. Флавий не сообщает подробностей,
связанных с обстоятельствами его казни, и того, каким способом он был умерщвлен. Затем следует
резкое изменение мнения Иоанна о мессианстве Иисуса: возможно, уже находясь в темнице, он узнал
об Иисусе что-то, бросившее на него тень. И, как уже было показано, есть что-то совершенно
недостоверное в описании причин его смерти: судя по Евангелиям, Иродиада при посредничестве
Саломеи фактически обманом вынудила Ирода принять это решение.
С евангельской историей смерти Иоанна связано несколько проблем. Нам говорят, что Саломея,
действуя по наущению своей матери Иродиады, просит у Ирода голову Иоанна, и он соглашается на
это, хотя и неохотно. Этот сценарий выглядит маловероятным: учитывая то, что мы теперь знаем о
популярности Иоанна, вряд ли Ирод был настолько недальновиден, чтобы убивать его по столь
извращенному капризу. Иоанн Креститель представлял собой угрозу, когда был живым, но можно
себе представить, что он стал бы еще большей угрозой в качестве жертвы. Конечно, Ирод мог решить,
что игра стоит свеч, и воспользоваться своей властью, каким бы большим ни было движение
Крестителя. В таком случае он не поколебался бы сделать это напрямую по своему собственному
приказу; но нет никаких сомнений в том, что он не стал бы в столь серьезном деле всего лишь
удовлетворять садистскую прихоть своей падчерицы. Учитывая обстоятельства, вызывает удивление
отсутствие широкомасштабных волнений или даже восстания. Мы уже упоминали, что, по Флавию,
люди сочли причиной последовавшего вскоре сокрушительного поражения армии Ирода
божественное возмездие за смерть Иоанна. Это свидетельствует о том, что трагедия по меньшей мере
оказала мощное и продолжительное воздействие на настроения народа.
Однако восстания не произошло. Вместо этого напряженность была снята Иисусом, который,
как мы видели, сразу после случившегося председательствовал на обеде пяти тысяч человек.
Успокоил ли он людей? Сумел ли он утешить их горе из-за смерти Крестителя, которого они
возлюбили? Может быть, так оно и было, но Евангелия об этом не упоминают. Тем не менее
очевидно, что многие ученики Крестителя считали, что Иисус взял теперь на себя роль их лидера.
Таким образом, евангельская история смерти Иоанна мало похожа на правду. Почему же
оказалось необходимым выдумывать затейливую историю? Если они собирались преуменьшить
размеры движения Иоанна, то было бы достаточным вывести Иоанна как первую христианскую
жертву. А они выставили его смерть банальной дворцовой интригой: Ирод вполне удовлетворен тем,
что Иоанн находится под стражей, но ему ставят ловушку, и он вынужден его убить. Почему авторы
изо всех сил стараются представить Ирода честным человеком, пойманным интриганкой и
вынужденным отдать роковой приказ? По-видимому, все-таки была дворцовая интрига, связанная со
смертью Иоанна, слишком хорошо известная авторам Евангелий, чтобы полностью игнорировать ее.
Но переписывая историю в своих собственных целях, они, сами того не желая, сотворили глупость.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|