|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 248
До недавнего времени ученые академической школы считали, что мандеяне говорят неправду,
когда отрицают, что они осколок еврейской секты, но теперь признано, что корней, связанных с
иудаизмом, у них нет. Хотя в их текстах и присутствуют некоторые персонажи Ветхого Завета, они
явно не знакомы с еврейскими обычаями и ритуалами — например, мужчины не подвергаются
обрезанию, и их Шаббат празднуется не в субботу. Все это показывает, что они когда-то жили рядом с
евреями, но частью еврейского народа никогда не были7.
Ученых всегда удивляло, что мандеяне настаивают на своем египетском происхождении. Более
того, по словам леди Дровер, они считают свою религию древнеегипетской, как сказано в одном из
текстов: «народ Египта принадлежал к нашей религии». В таинственном горном районе Тура д'Мадай,
который они считают своей родиной, зародилась, по их словам, их религия — среди людей, которые
пришли туда из Египта. Имя их полубога, который правит миром, — Птахил, поразительно
напоминает имя египетского бога Птаха, и, как уже было сказано, похоронные церемонии очень
похожи на древнеегипетские. Бежав из Палестины, мандеяне жили в парфянских землях и в Персии
во времена правления Сасанидов, но осели также в городе Харран, который, как мы увидим, имеет
некоторое значение в нашем расследовании.
Мандеяне никогда не утверждали, что Иоанн Креститель был их основателем или что он
изобрел крещение как обряд. Не считают они его и кем-то большим, чем великим, даже величайшим,
вождем своей секты, имя которому Назирай (адепт). Они заявляют, что Иисус тоже был Назирай, но
стал «бунтовщиком, еретиком, который сбивал людей с пути истинного (и) предал тайные
доктрины....»9
В их «Книге Иоанна»10 рассказывается история Иоанна и Иисуса. Рождение Иоанна было
предсказано во сне, и на небе появилась звезда и воссияла над Енишбай (Елисаве-той). Его отцом был
Захрия (Захария), и оба родителя, как и в Евангелии, были престарелыми и бездетными. После его
рождения евреи замыслили злое против ребенка, которого взял себе Анош (Енох), чтобы защитить, и
спрятал его в святой горе. Вернулся Иоанн в возрасте двадцати двух лет. Затем он стал вождем
мандеян и — отметьте — одаренным целителем.
Иоанна называли «Ловцом Душ» и «Добрым Пастырем» (пастухом). Первый эпитет часто
использовали применительно к Исиде и к Марии Магдалине11, кроме того — в интерпретации «Ловец
мужчин» — к Симону Петру, а второй — по отношению ко многим средиземноморским богам,
включая Таммуза и Осириса — и, разумеется, Иисуса. В «Книгу Иоанна» включены сетования
Крестителя про одну заблудшую овцу, которая увязла в грязи, потому что поклонилась Иисусу.
По легенде мандеян, Иоанн взял себе жену Анхар, но существенной роли в истории она не
играет. В этих легендах есть странный элемент: мандеяне, видимо, не знают о смерти Иоанна, которая
столь драматически подана в Новом Завете. В «Книге Иоанна» говорится, что Иоанн умер в мире, и
его душа была унесена богом Манда-т-Хайя в образе ребенка, но выглядит этот рассказ как
поэтическое предсказание того, что, по их мнению, должно произойти с Крестителем. Многое в
тексте об Иоанне и не призвано считаться биографическим фактом, но все же выглядит загадочным,
почему они игнорировали его мученическую смерть. С другой стороны, возможно, этот эпизод
относится к их главным, внутренним тайнам.
Что же сказано об Иисусе в «Книге Иоанна»? Он фигурирует там под двумя именами — Иевту
Мессия и Мессия Паулис (последнее считается производным от персидского слова «обманщик»), а
также иногда как Христос Римлянин. Впервые он появляется в истории о том, как он стал учеником
Иоанна, — текст не ясен, но понятно, что Иисус был не членом
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|