|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Л. Пикнетт, К. Принс
Леонардо да Винчи и Братство Сиона
стр. 226
Разумеется, имеется близкое подобие между описанием крещения у Поля и
87
соответствующим ритуалом учения таинств Осириса.
Как и в христианстве, личное спасение религиозного человека было связано с личным
раскаянием. В последние периоды существования Римской империи только эти две религии
88
особо подчеркивали необходимость раскаяния88.
Есть и другое поразительное — и уникальное — подобие между религиозной практикой культа
Исиды и более поздним ритуалом католической Церкви. Оно заключается в концепции исповеди:
верующий признается в своих грехах жрецу, который затем молит
89
Исиду о прощении верующего. Другая традиция, которую ранняя Церковь делила с культом Исиды,
связана — несмотря на широко распространенное современное заблуждение — с активной ролью,
которую играли женщины, хотя, по некоторым оценкам, и в том и в другом случае количество жрецов
превышало количество жриц. Но даже в таком случае участие и духовный статус полов не могли не
быть равными.
В культе Исиды особое внимание было обращено на материнский аспект, прославлялись
атрибутика жены и матери, хотя не упускали из виду и другие аспекты женской природы.
Соответственно, как мы видели, семейное трио Исида, Осирис и Гор оказывало существенное
влияние на семейную жизнь верующих: мужчины, женщины и дети чувствовали, что боги могут их
понять. Миряне играли активную роль в религии — в отличие от абсолютной власти мужчин-
священнослужителей в Риме, — и существовало много «светских» ассоциаций, связанных с храмами.
С сексуальной точки зрения принадлежащие к культу Исиды поощрялись к моногамии, и эта
религия проповедовала святость семьи. Хотя некоторые римские авторы осуждали членов этого
культа за безнравственное поведение, те же самые авторы жаловались на регулярные периоды
полового воздержания, соблюдения которых требовали их поклоняющиеся Исиде любовницы и жены.
Египетский великий день, самый большой праздник Исиды, приходился на 25 декабря, когда
отмечали рождение сына Исиды Гора, а затем через двенадцать дней 6 января праздновали день
рождения ее второго сына Пиона. Обе эти даты были заимствованы христианами: православная
Церковь отмечает Рождество б января. В Египте христиане IV века в этот день отмечали крещение
Иисуса: для этой цели тоже были заимствованы элементы праздника Пиона, включая обряд крещения
водой из Нила. Брандом в книге «Человек, миф и магия» отмечает «очевидное влияние праздника
Исиды на популярные христианские обычаи, связанные с Крещением»90.
Однако многие культы таинств во времена Иисуса включали в себя те же элементы. Например,
в них, как правило, провозглашалось, что посвященные «родились вновь», и, как говорит Марвин У.
Мейер в книге «Древние мистерии»:
«Обычно mystai (посвященные или проходящие обряд инициации) отведывали еду и питье в
процессе обряда, иногда они могли стать одним целым с божественным путем участия в священной
еде, аналогом которой является христианская евхаристия. Дикие менады Диониса, например, как
утверждают, пожирали сырую плоть животных в процессе omophagia или праздника плоти...
описание этого праздника показывает, что принимающие в нем участие верили, что съедают самого
бога... В мистериях Митры посвященные принимали участие в церемонии, которая настолько
похожа на христианскую «тайную вечерю», что это смутило апологета христианства Юстиниана
Мартура. По словам Юстиниана, mystai Митры ели хлеб и пили воду (возможно, чашу вина,
разбавленного водой) во время обряда инициации (посвящения) — в дьявольской
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|